В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на
уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом
социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного
потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.
Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух
уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне
области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный
характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне
может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е.
складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе
учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого
подхода аргументируется следующими соображениями:
Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих,
генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие
профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества,
любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах
наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для
культуры во многом являются факторы регионального характера.
Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант
культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности,
возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и
т.д.
В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная
активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в
общественной жизни в целом.
Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления
(от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке —
режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном
уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие
на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и
саморазвития, управления и самоуправления и т.д.
В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию
культурной политики, находящую выражение в региональных программах
социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна,
особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную
методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки
новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что
требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических
оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и
субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.
Попытаемся сформулировать методологические основы региональной культурной
политики.
Культурная политика — это деятельность государства, цели которой основаны
на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры
в жизни общества, а содержание предполагает:
1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного
состояния культурной жизни и реальных проблем;
2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных
социокультурных программ;
3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида
ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.
Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны,
определенный уровень реализации государственной культурной политики,
механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда
региональных социокультурных программ. С другой — выступает как
самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее
изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории,
определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов
(интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и
реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры,
развития культурной жизни и т.д.
Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий,
отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным,
климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим
составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края,
района, то разработка региональной культурной политики становится по
актуальности в один ряд с политикой федеральной.
Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий,
раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести
целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям
относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее
средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.
Графически взаимосвязь основных элементов культурной политики можно
представить следующим образом:
От национальной стратегии культурной политики — к региональной