Антиинфляционная политика: мировой опыт. таргетирование инфляции. предложения для россии

При дискуссии антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле — это экономическая политика кабинетов министров и центральных банков, опирающаяся на хорошие меры финансово-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие государства применяют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции есть показателем неспособности страны осуществлять контроль финансовое предложение.

К антиинфляционной политике в узком смысле слова возможно отнести реагирование финансовых правительства на большой уровень инфляции, другими словами на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные замыслы. Но потому, что инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия кабинетов министров требует определенного времени. Достижение целей по понижению инфляции происходит, в большинстве случаев, в среднесрочном периоде, исходя из этого меры стремительного реагирования редко дают итог в сжатые сроки. без сомнений, регулирование финансового предложения методом трансформации ставки рефинансирования, повышения депозитов на квитанциях центральных банков либо номинальное изменение курса валюты имеют продолженный темперамент, а действия кабинетов министров в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

Разумеется, единственный метод остановить вечный двигатель -это реализовать пользующуюся публичным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В случае если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят собственные обещания, они не начнут завышать цены на собственную продукцию, соответственно работники не потребуют увеличения заработной платы, а спекулятивные операции на денежных рынках будут минимизированы. Опыт многих государств подтверждает важность последовательных действий и авторитета финансовых правительства в успешной борьбе с инфляцией.

При в то время, когда инфляция не результат избыточного количества средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все ресурсы и производственные мощности рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на базе мер как финансово-кредитной политики, так и прямого действия на своеобразные, подпитывающие ее факторы с применением всех дешёвых правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особенных обстоятельств инфляционного давления в каждом отдельном случае и в любой отдельный момент в дополнение к ограничению финансовой веса смогут употребляться следующие меры.

Политика доходов, другими словами формы прямого соглашения между работниками и предпринимателями, в то время, когда увеличение стоимостей есть следствием применения чрезмерных возможностей профсоюзов с целью достижения повышения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

стр. 21

Антимонопольная политика, направленная на неспециализированный рост борьбы на рынках рабочей силы и товаров, на устранение либо предупреждение применения преимуществ монопольного положения в производстве либо реализации товаров. В случае если подобные монопольные позиции сильны и обширно распространены, требуется долгое и масштабное ограничение финансовой массы, дабы снижение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на создаваемые ими услуги и товары.

Структурная политика направлена на неспециализированное увеличение производительности или на перераспределение ресурсов в те сектора, каковые образуют узкие места в экономике.

Опыт государств, достигших успеха в понижении инфляции, несомненно, есть нужным для России. Так, воображают интерес выводы по результатам совершённого в 2005 г. заседания представителей центральных банков под руководством Банка интернациональных расчетов8. Среди главных факторов, содействовавших понижению среднего уровня инфляции во всемирной экономике и в отдельных государствах, и инфляционной инертности, были выделены:

изменения структуры в экономике, а также реформы, которые связаны с увеличением гибкости рынка труда; либерализация наиболее значимых рынков, в частности телекоммуникационного, электричества, воздушных перевозок; развитие денежного рынка, расширение спектра денежных инструментов, а также для хеджирования рисков;

— реализация и выработка сбалансированной и последовательной фискальной политики, разрешающей нейтрализовать циклические колебания;

глобализация глобальной экономики, трансформации в структуре внешней торговли, переключение на ввоз товаров из государств с низким уровнем издержек;

проведение более важной и твёрдой по отношению к инфляции финансово-кредитной политики;

переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим хорошими преобразованиями в институциональной совокупности;

— улучшение качества статистических данных и аналитических изучений;

— более стремительная и твёрдая реакция со стороны финансовых правительства на увеличение стоимостей;

— в целом более благоприятные, чем в прошлом, внешние условия (но этот фактор не нужно переоценивать, к примеру бурный рост стоимости одного бареля нефти и другие сырьевые товары сейчас имел значительно меньшее влияние на инфляцию, чем в 1970-е годы, что подтверждает значимость всех остальных факторов).

Режим финансово-кредитной политики инфляционного таргетирования принято вычислять самые эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существу-

8 Melick W., Galati G. The Evolving Inflation Process: An Overview // BIS Working Paper. 2006. No 196. February.

стр. 22

ет. Однако возможно выделить пара необходимых элементов и/ либо требований, составляющих базу этого режима. В числе первых принято именовать наличие официально установленного и заявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Но данный элемент режима ИТ представляет собой только рекламную вывеску и выясняется малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им тяжело либо нереально дать количественную чёрта, но наряду с этим они более полно отражают существо самой политики.

Последняя содержится в том, что сохранения и задача достижения ценовой стабильности приобретает приоритетный статус если сравнивать с задачами и иными целями, стоящими перед центробанком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центробанк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров — с другой.

Абсолютными требованиями реализации ИТ являются:

— доверие экономических агентов к политике финансовых правительства;

— безотносительная прозрачность действий и решений центробанка, четко обоснованных и обширно комментируемых его официальными представителями;

— упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе громадного количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего перспектив и состояния экономики ее развития.

Перечень требований возможно расширять, но и это перечисление наглядно говорит о том, что речь заходит не о несложном количественном ориентире для инфляции, а о значительно более проведении и сложном механизме выработки финансово-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики осложняется рядом своеобразных для таких государств неприятностей, которые связаны с низким уровнем доверия к экономической политике правительства, зависимостью и высокой степенью долларизации от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью направленности и резким изменениям интенсивности капитальных потоков, слабостью бюджетной финансового сектора и системы.

Сравнительно не так давно экономистами МВФ было совершено изучение, которое разрешило обобщить опыт развивающихся государств9. Его результаты продемонстрировали, что в государствах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с большим уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы финансовой трансмиссии. Но это не исключает возможности применения режима ИТ. Главным элементом трансмиссионного механизма в этом случае делается обменный курс.

Во-первых, возможно ожидать, что в таковой экономике обменному курсу отводится роль якоря той либо другой степени значимости. Следовательно, эффект влияния обменного курса на инфляцию кроме этого оказывается громадным. Более того, резкое изменение, в частности понижение

9 Leiderman L., Maino R., Parrado E. Inflation targeting in dollarized economies // IMF Working Paper WP/06/157.2006. June.

стр. 23

курса национальной валюты, может вызвать эффекты второго порядка, которые связаны с потерей доверия экономических агентов к политике правительства и национальной валюте. Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (к примеру, в следствии трансформации направленности капитальных потоков) вместо хорошего может дать отрицательный эффект и привести к значительному замедлению темпов роста поизводства и ухудшению положения банков. В условиях подверженности и недостаточной диверсификации экономики внешним шокам финансовые власти пробуют сократить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, взявшей наименование lean against wind — дуть против ветра10. В качестве инструмента употребляются прямые интервенции на валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных государств говорит о том, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, в случае если финансовые власти не стремятся влиять на динамику обменного курса в долговременной возможности.

Инфляционное таргетирование, как показывает практика, может использоваться в условиях развивающихся государств, и государств с переходной экономикой, а также реализующих режим управляемого плавания. Но направляться иметь в виду их специфику. Разглядим данный вопрос подробнее.

Существуют масштабные различия между развитыми государствами с их высоким доверием и институтами к политике финансовых правительства и странами третьего мира. Для последних свойственны не сильный национальные университеты, низкий уровень качества статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее большой волатильности, что ставит под сомнение последовательность и эффективность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным трансформациям в направленности и интенсивности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, большим уровнем ее долларизации, недостаточным развитием денежного рынка (что, среди другого, снижает эффективность финансово-кредитной политики) и, основное, низким доверием к политике правительства.

Доверие населения к финансовым влияниям и проводимой ими политике есть наиболее значимым причиной успеха. Это эквивалентно сохранению и формированию низких инфляционных ожиданий. Для завоевания для того чтобы доверия в странах и развивающихся странах с переходной экономикой нужно создание определенных условий, среди которых назовем главные:

— официально установленный в экономической политике абсолютный приоритет задачи понижения инфляции по сравнению с другими;

помощь антиинфляционной политики на всех уровнях власти;

10 Курсовая политика, которая ориентирована на сглаживание резких кратковременных колебаний, но не имеет целью изменение направления перемещения обменного курса либо нейтрализацию полностью действующей тенденции.

стр. 24

— последовательность в проведении антиинфляционной политики (другими словами полное соответствие принимаемых мер и ответов официально провозглашенной политике);

большую информационную открытость (а также в признании допущенных неточностей) и постоянное сотрудничество с участниками рынка.

Формирование важной статистической аналитического аппарата и базы как наиболее значимых элементов ИТ. Они позволяют центральному банку четко воображать характер взаимодействия и состояние экономики всех наиболее значимых экономических показателей, и направление ее предстоящего развития. В таких условиях центробанк может функционировать на опережение, не допуская роста инфляции, но одновременно с этим ослабляя негативные последствия ужесточения финансово-кредитной политики для экономики.

В низкой дефицита эффективности и условиях доверия процентной политики (и иных характерных изюминок развивающейся экономики) реализация режима ИТ потребует принятия финансовыми властями более твёрдых и стремительных мер (если сравнивать с развитыми государствами) в ответ на риски ускорения и любые шоки инфляции.

Для России наиболее значимым инструментом борьбы с инфляцией будет установление контроля над динамикой финансового предложения. Наряду с этим в равной степени серьёзны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью понижения инфляции), так и стимулирующие увеличение спроса на деньги (результатом чего в конечном итоге кроме этого станет понижение инфляции, но сверх того увеличение уровня монетизации экономики).

Предлагается для прогнозирования и анализа перейти к применению показателя среднегодовой уровень инфляции вместо показателя декабрь к декабрю. Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю прошлого года имеет два значительных недочёта. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных затрат и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Исходя из этого более адекватная индексация требует оценки того, как цены выше стоимостей прошлого года в течении всего года, а не только за один месяц — декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя декабрь к декабрю есть более сложным благодаря его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции намного меньше колебаний инфляции по показателю месяц к подобному месяцу прошлого года.

Для стран и развивающихся стран с переходной экономикой инфляционное таргетирование не есть ни панацеей, ни единственно вероятной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на начальной стадии, что может длиться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное понижение инфляции вероятно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

стр. 25

направляться иметь в виду, что форсированное понижение инфляции в среднесрочной возможности затруднено в силу:

— двойственности целей финансово-кредитной политики, неизбежной в условиях только благоприятной нестабильности и внешнеэкономической конъюнктуры капитальных потоков;

— больших цен на главные товары русского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние стоимости и, как следствие, на темпы инфляции в настоящем секторе экономики;

эффективности и недостаточной ёмкости стерилизационных инструментов Банка России;

— низкой сберегательной активности населения;

— высокой монополизации отдельных товарных рынков и длящегося тарифов и существенного повышения цен на услуги и продукцию естественных монополий (прежде всего на газ).

Наровне с ограничением темпов роста финансового предложения для России не меньше ответственны и перспективны другие меры. В их числе возможно назвать увеличение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра вероятных ее инструментов. Нужны реформы, которые связаны с повышением и рынком труда его гибкости, и либерализация наиболее значимых рынков, например, телекоммуникационного, электричества, воздушных перевозок. Развитие денежного рынка, расширение состава денежных инструментов, а также применяемых для хеджирования рисков, реализация и выработка сбалансированной и последовательной фискальной политики, разрешающей нейтрализовать циклические колебания, кроме этого серьёзны для ответа указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих государств, значит, с громадной долей возможности они окажутся действенными и в условиях России.

В целом напомним, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. С целью достижения устойчивого долговременного результата должен быть выработан комплексный подход с выговором на среднесрочных мерах по понижению инфляционных ожиданий и увеличению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Принципиально важно кроме этого развитие денежного рынка и усиление контроля Центробанка над динамикой финансовых агрегатов. Совершённый анализ продемонстрировал необходимость комплексного подхода к понижению инфляции при высоком а также умеренном ее уровне (7 — 10%), потому, что инфляция есть одним из базисных факторов торможения изменений структуры в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, в особенности наименее обеспеченных его групп.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector