Этапы разработки региональных социально-культурных программ

Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой

сверхсложный процесс. Любой его этап имеет собственную логику, задачи,

содержание. Лишь реализовав задачи одного этапа, возможно переходить к

следующему. Так слагается логическая цепочка действий, каковые в итоге

приводят к созданию целостной программы.

Изложим содержание каждого из этапов и их последовательность, уделив

первостепенное внимание связи методических приёмов и процедур,

придающих этим этапам продуктивность и целостность.

Первый этап — диагностический. Основное его

содержание образовывает выявление и всесторонний анализ ситуации самый

актуальных и обычных для региона неприятностей.

В рамках проектирования этот этап есть основополагающим. Это

обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа — не

несложный комплект мероприятий, а является системой форм, способов,

организационных структур и различных акций, взаимоувязанных единой целью и

ориентированных (кроме оптимизации процессов сохранения, трансляции,

развития и освоения культурных сокровищ, традиций, норм) на решение

определенного рода неприятностей. Проблемно-целевая ориентация есть в

социокультурном проектировании главным принципом и технологическим приёмом,

что подчиняет формы и различные виды социально-культурной деятельности

ответу конкретных неприятностей, носителями которых может выступать личность,

социальная несколько либо категория населения, регион, учреждения и университеты

сферы культуры, досуга, образования и т.д.

Для анализа обстановки не обязательно проводить социологические изучения —

нужную для разработки программы данные возможно взять вторыми

методами. Главными способами анализа обстановки являются: контент-анализ

материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-

демографической структуры территории, и деловые игры, в ходе

которых выявляются характерные и важнейшие для данной территории

неприятности.

Субъектами анализа обстановки выступают: работники учреждений культуры,

образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур;

специалисты (проектировщики); представители общественности.

Черта социокультурной обстановке производится в зависимости от

характера будущей программы. Это возможно черта всей среды (всего

пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) либо одного из ее

полей (и соответствующих “модусов жизнедеятельности”), т.е. черта

ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере

художественной культуры, образования и т.д.

В ходе анализа социокультурной обстановке нужно решить пара задач:

— проанализировать потенциалы и специфику социокультурной среды конкретной

территории;

— распознать меру освоения среды человеком (включая содержание его активности по

освоению сокровищ, норм, способов жизнедеятельности);

— охарактеризовать неприятности, обычные для всех составляющих образа и среды

жизни (причем, неприятности как социально-культурные, так и личностные, каковые

обнаруживаются в каждой составляющей образа жизни и социокультурной среды):

ценностей освоения и проблемы предметов художественной культуры, организации

худ. жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и

востребованности историко-культурной среды обитания; неприятности общения и

поддержания оптимального сотрудничества с другими людьми; неприятности духовного

самоопределения и самочувствия человека, потери либо поиска смысла

людской жизни; неприятности неоптимального состояния природной среды,

обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими

отношениями человека к природе; неприятности публично-политической жизни — в

смысле форм и возможностей участия в политике либо их отсутствия,

уровня политической культуры; неприятности профориентации, опытного

самореализации и самоопределения человека в профессии, адаптации к

опытной субкультуре; неприятности физического и психологического состояния

человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и

развития физических и психологических свойств.

Наряду с этим нужно учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации

выделяются те элементы, каковые смогут быть поменяны в ходе проекта, а сам

проект адресуется в первую очередь носителю неприятностей. В большинстве случаев, в определенных

составляющих социокультурной образа обитания и среда человека его жизни

преобладают либо социально-культурные, либо личностные неприятности. В частности,

первые свойственны для художественная жизни, культурного наследия,

экологической и политической среды обитания. Личностные неприятности обычны для

социально-психотерапевтической, духовно-нравственной и опытной среды

обитания, и для всех составляющих образа судьбы.

Ответ этих задач предполагает наличие совокупности сбора, анализа и обработки

информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой

жизни региона. Данные разрешают: а) накопить данные о проблемах

регионального характера; б) сформулировать на данной базе задачи, каковые

предстоит решить в рамках культурной политики; в) выделить данные,

нужную для решения проблем.

Взятую на данном этапе данные целесообразно вырабатывать по следующим

разделам:

1. Социальные и проблемы региона и культурные особенности, к примеру, динамика

развития региона (понижение, стабильность либо рост численности населения),

культурная изоляция и тяжёлое положение стариков, калек, дам, различие

в доходах различных социальных групп, преобладание женского либо мужского

населения, много сел, не имеющих стационарных учреждений

культуры, доступность культурных ценностей и учреждений и др.

2. Черта региона как совокупности институциональных условий

социокультурного социальных групп и развития личности, т.е. обнаружение

возможностей национальных общественных формирований и институтов

(учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма, ВООПиК,

ВООП и др.) с целью последующей кооперации материальных и людских

ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области

эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания

межведомственных программ по самоё актуальным для данного региона

проблемам. Эти сведенья возможно взять по результатам описи всего фонда

пустующих помещений, комнат, действующих учреждений культуры, искусства и

составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-

культурная инфраструктура).

3. Творческий потенциал региона (квалификация экспертов в сфере культуры и

смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и

др.), т.е. примерный состав экспертов, талантливых организованно и

содержательно осуществить ту либо иную программу.

4. Черта разных социальных и социально-демографических групп

региона, выделенных по критерию сходства либо различия их экономического,

культурного, политического положения, социальных ролей, заинтересованностей, сокровищ,

признаваемых этими группами как респектабельные, значимые (мода в самом широком

смысле слова, референтные личности в культуре, политике, мастерстве и т.д.);

обнаружение ведущей нереализованной потребности и проблемы у каждой социальной

группы. На базе данной информации составляется социально-демографический

паспорт региона, где учитывается состав населения, потребности и проблемы

приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная на протяжении первого этапа, находит выражение в двух

главных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б)

матрице анализа социокультурной судьбе региона.

Эти два документа являются базисными для разработки концепции региональной

культурной политики. Существует достаточно тесная связь между

«Паспортом…» и «Матрицей…». Сущность ее определяется тем, что матрица анализа

социокультурной жизни региона разрешает распознать настоящие неприятности населения в

целом и отдельных групп. Наряду с этим неприятности смогут иногда выходить за рамки

классического понимания культуры. Одновременно с этим эта матрица дает

возможность наметить те приоритеты культурной политики, каковые объективно

способны разрешить выделенные неприятности региона и отдельных социальных групп.

Со своей стороны, паспорт социокультурного развития территории концентрирует

объективную данные как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и

о применении материальной базы, кадрах, публичных перемещениях, т.е. о тех

ресурсах, каковые имели возможность бы быть задействованы для решения проблем региона.

По итогам анализа обстановки составляется “проблемное поле”, которое, по

возможности, должно включить целый список неприятностей, характерных для региона,

социальной общности, группы, категории населения.

Неприятности и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного

проектирования и темперамент программ. К примеру, неприятности, которые связаны с

недостаточным уровнем информированности населения в сфере политике

при наличии соответствующих информационных ресурсов разрешают выйти на

проект, из-за которого вырастет уровень осведомленности населения —

политический клуб-кафе. В качестве ресурса в этом случае возможно

разглядывать их филиалов готовность и наличие партий принимать участие в

реализации проекта, преследуя наряду с этим собственные задачи — расширение социальной

базы помощи.

Неприятности трудоустройства возможно решить методом реализации проектов, которые связаны с

развитием и возрождением народных ремесел и промыслов (непременно, в случае если

имеется соответствующий потенциал — традиции, кадры, техническая

база).

Проблему низких темпов развития частного предпринимательства (позванная, в

т.ч., неинформированностью потенциальных инвесторов о вероятных территориях

вложения средств) возможно решить методом организации на ТВ шоу-программы —

аукциона идей с привлечением авторов, специалистов и т.д.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение,

вероятностные суждения о состоянии обстановки в будущем, о возможностях ее

развития как при условии сохранения имеющихся стихийного развития и тенденций

соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут поменяны в

желаемом направлении в следствии управленческого ответа либо реализации того

либо иного социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования во многом сходится с этапами проектирования. Она

предполагает определение объекта прогноза, обнаружение проблем и тенденций его

развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и хорошие

тенденции его трансформации, создание модели объекта методом определения совокупности

параметров и показателей, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее

с учетом объективных и субъективных факторов.

Так, к примеру, распознанный в ходе анализа обстановки факт ликвидации

большинства подростковых клубов из-за отсутствия средств на их содержание,

перехода занимаемых ими помещений к разным коммерческим структурам, может

стать источником прогноза о резком повышении детской безнадзорности,

преступности, а спустя 5-7 преступности и лет взрослой. Замечаемый факт

превышения числа разводов над числом браков дает основания для прогноза

о росте в будущем числа неполных семей, понижении рождаемости, т.е.

формировании неблагополучного социального фона в регионе. Со своей стороны, на

данном этапе возможно спрогнозировать и хорошие трансформации в социокультурной

ситуации. К примеру, в случае если реализовать программу психотерапевтической помощи

пожилых людей, возможно снизить число суицидных попыток, очень нередких у данной

категории. Прогноз разрешает в режиме мысленного опыта предусмотреть

определенные риски либо нежелательные последствия, каковые может повлечь

внедрение тех либо иных программ. К примеру, в некоторых регионах Южного Урала

реализация программ Национальный культурный центр стала причиной обострению

межнациональных взаимоотношений, потому, что эти центры по мысли создателей должны

были объединить разные этнические группы. Прогнозный анализ вероятных

последствий этого проекта, на протяжении которого был бы учтен факт многовековой

неприязни этих этносов по отношению друг к другу, разрешил бы вовремя

отказаться от реализации дорогостоящего проекта, не только не решившего

прошлых неприятностей, но и обусловившего происхождение новых.

Третий этап — концептуальный. Его сущность содержится в том, что на

базе анализа неприятностей, характеризующих обстановку, определяются приоритетные

направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного

проектирования и формулируются перспективные цели, которые связаны с ответом

главного круга неприятностей.

Этот этап полностью осуществляется на базе результатов

информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития

территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности,

каковые фокусируют в себя как бы два вектора ориентации:

а) неприятности регионального характера в сфере мастерства, истории, политики,

экологии и т.д., являющиеся неспециализированными для разных социальных групп (кризис

доверия местным влияниям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные

конфликты и др.), потребности и жизненные проблемы определенной социальной

группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, живущих в общежитии,

лиц некоренной национальности и т.д.); и неприятности данной территории, не

имеющие яркого отношения к культуре (громадной процент мигрантов,

двуязычие и др.).

б) разные формы деятельности по обнаружению, углублению, восстановлению

историко-культурной самобытности территории.

При определении приоритетов культурного развития возможно применять смысловую

сообщение составляющих социокультурной среды обитания и соответствующих

структурных элементов образа судьбы — и те и другие элементы обстановки находят

выражение (и продолжение) в соответствующих видах культурной деятельности

человека, социальной группы, общества. Следовательно, неприятности художественной

среды обитания выводят на приоритет развития художественной культуры,

неприятности исторической среды — исторической культуры, проблемная социально

психотерапевтическая среда делает актуальным развитие социально-психотерапевтической

культуры и т.д. (см. схему обстановки). Иными словами, неприятности неоптимальной

среды существования человека (той либо другой ее составляющей), не считая

объективных событий (удаленность от центра, отсутствие условий для

получения качественного образования и т.д.) — это и неприятности низкого

культурного развития личности, социальной группы, общества в целом.

Так, приоритетное направление социально-культурного развития это

в один момент:

– метод решения проблем определенной групп населения и социальных категорий,

и территории в целом (а, следовательно, путь блокирования вероятного

источника социальной напряженности);

– потенциальная сфера культурной деятельности населения,

– развития и условие выявления историко-культурной самобытности территории.

Оно выступает как необычное пересечение в сфере культурной политики

заинтересованностей страны и разных социальных групп.

Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития

разного уровня продемонстрировал, что самый продуктивен путь последовательного

осмысления информации, которая в итоге ложится в базу концепции. Работа с

информацией в данной связи предполагает: а) выделение неприятностей социальных групп,

территории и слоёв в целом; б) определение обстоятельств (глобальных и региональных,

объективных и субъективных и т.д.), обусловивших происхождение этих неприятностей,

и мешающих их разрешению либо оптимизации; в) осмысление как

самые общих подходов к преодолению противоречий и разрешение неприятностей, так

и конкретных дорог, т.е. управленческих действий, каковые, будучи

осуществлены в рамках территориальной культурной политики, должны

содействовать снятию распознанных противоречий и устранению диспропорций.

Исходная информация, которая нужна для логических операций,

вышеперечисленных, содержится, как уже отмечалось, в паспорте

социокультурного развития территории и матрице анализа социально-культурной

жизни региона, которая, со своей стороны, во многом базируется на данных

соцопроса обитателей, специалистов, работников культурно-досуговых

учреждений.

Следующий ход в осмыслении накопленной информации о социокультурной ситуации

в регионе – это переход от противоречий и выделения проблем к анализу обстоятельств,

обусловливающих низкую эффективность культурной политики в ответе данных

неприятностей. Наряду с этим целесообразно дифференцировать обстоятельства по их содержанию,

природе, сфере проявления и т.д.

Главным результатом данного этапа будет концепция развития

социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстраивать по

следующей схеме: а) развернутое характеристика проблем и описание территории

их носителей (социальных групп); б) обоснование приоритетных направлений

социокультурного развития; в) задачи культурной политики (по каждому из

приоритетов).

Четвертый этап — проектно-планирующий. Как уже отмечалось,

базой формирования как региональной программы социокультурного развития, так

и локальных программ, помогает концепция развития культуры. Следующий по окончании

концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить

переход от общей концепции региональной культурной политики к программе

развития социально-культурной жизни территории. Тут появляется очень

значительная неприятность, сущность которой пребывает в том, что “личные”

интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух

обстоятельств. Во-первых, разработчики смогут в лучшем случае выступать носителями

некоего количества универсальных, типовых проектов, каковые далеко не всегда

приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, сокровище любой программы

во многом определяется ее реализационным потенциалом, что, со своей стороны,

зависит от наличия не просто людей талантливых осуществить какую-то деятельность

в ходе проекта, а людей неравнодушных, энтузиастов, талантливых преодолеть

появляющиеся трудности, вдохнуть в проект творчество, показать инициативу.

В данной связи разглядываемый этап предполагает широкое привлечение всех

настоящих и потенциальных субъектов культурной политики к процессу

проектирования. Достигается это разными методами. Самый действенны

следующие:

а) объявление через СМИ, и на разных

инструктивно-методических заседаниях с работниками учреждений культуры,

искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку

региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями

социокультурного развития территории. Тем самым появляются нужные условия

для привлечения к реализации культурной политики как работников

культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов – кооперативов,

инициативных групп, работников досуговых центров, вторых хозрасчетные структур,

и граждан, желающих в личном порядке внести собственный вклад в

оптимизацию культурной жизни региона.

б) организация региональных публичных слушаний по проблемам культуры. Для того чтобы

рода акция разрешает решить множество задач. Во-первых, появляется настоящая

возможность опубликовать концепцию развития культуры региона, сделать ее

предметом необычной публичной экспертизы и, быть может, в чем-то ее

уточнить, откорректировать. Во-вторых, слушания, как показывает практика, усиливают

внимание населения, администрации, разных публичных формирований и пр. к

проблемам культуры. В-третьих (и это самое основное) слушания инициируют

разные идеи, проекты, программы, авторами которых выступают потенциальные

исполнители этих проектов и программ. Проведение публичных слушаний по

проблемам культуры само по себе может составить один из проектов, направленных

на реализацию концепции развития культуры

[69].

На разглядываемом этапе появляется еще одна задача. Дело в том, что в рамках

каждого из приоритетов предлагаются различные по количеству, качеству,

стоимости, длительности и вторым параметрам региональные и локальные

программы. В данной связи актуализируется неприятность объективной отбора и оценки

для финансирования и реализации тех из них, каковые максимально способны

решить задачи и цели культурной политики. Так, на данном этапе

наровне с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оценку

Ее задачи пребывают в обнаружении других способов ответа приоритетных

неприятностей, (в соответствии с проблемными областями и целями,

сформулированными на стадии нормативного прогноза), оценке каждого проекта с

точки зрения имеющихся ресурсов, т.е. возможностей совершенствования

оптимизации образа и социокультурной среды судьбы человека: инфраструктурных,

денежных, организационных, предметных, информационных, человеческих и др.

Эта процедура осуществляется следующим образом. Перед специалистами ставится

задача оценить проекты в баллах (от 1 до 5) по следующим параметрам,

зафиксированным в карте экспертной оценки:

В КЧР приступили к разработке пошаговой программы развития территорий Нижне-Архызского комплекса

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector