Почему рождение от девы?

В Новом Завете ясно обозначено, что мать Иисуса Христа была девой (Мф. 1:18, 23, 25). У Господа нашего есть небесный Отец, земного отца же нет. Он был рожден вне времени от Отца без матери, и Он был рожден во времени от своей матери без отца. Однако вера в рождение от Девы в любом случае не умаляет полноту человечности Христа. Хотя Матерь была девой, тем не менее состоялись настоящие человеческие роды подлинного человеческого ребенка.

Но остается вопрос, почему Его рождение как человека должно было принять такую особую форму? На это можно ответить, что девственность Марии служит «знаком» уникальности Сына. Этот «знак» проявляется тремя близко между собой связанными способами. Во-первых, тот факт, что у Христа нет земного отца, значит, что Он всегда указывает за пределы пространства и времени на свое вечное, небесное происхождение. Ребенок Марии действительно человек, но Он не только человек; Он внутри истории, но также и над историей. Его рождение от девы подчеркивает, что Он, будучи имманентным, также трансцендентен, полностью человек, но также истинный Бог.

Во-вторых, тот факт, что Матерь Христа была девой, означает, что Его рождение необходимо считать уникальным проявлением Божественного начала. Хотя Он целиком человек, Его рождение не явилось результатом полового союза между мужчиной и женщиной, но это был путь прямого Божественного деяния.

В-третьих, рождение Христа от девы придает особое значение, что Пришествие не подразумевает приход в мир новой личности. Когда по обычной схеме ребенок рождается от двух родителей, новая личность начинает свое существование. Но личность воплощенного Христа есть не что иное, как вторая личность Святой Троицы. Поэтому при рождении Христа не появилось новой личности, но пред-сущая личность Сына Божия начала тогда свою жизнь согласно способу существования как человека, так и Бога. Поэтому рождение от девы отражает вечное пред-существование Христа.

В силу того, что личность воплощенного Христа идентична личности Логоса, Деву Марию можно по праву назвать Theotokos, «Богородицей». Она матерь не сына человеческого, соединенного с Божественным сыном, но человеческого Сына, Который является единородным Сыном Бога. Сын Марии есть та же личность, что и Сын Божий, и поэтому благодаря Пришествию Мария является истинной Матерью Божьей.

Православие, высоко почитая роль Святой Девы как Матери Христа, не видит необходимости в догмате о «Непорочном зачатии». Следуя определению, данному в 1854 году Римо-католической церковью, это учение утверждает, что Мария с «первого момента своего зачатия» у своей матери Св. Анны была освобождена от «всего позора первородного греха». Здесь необходимо помнить о двух моментах. Во-первых, как уже отмечалось, взгляд православия на грехопадение не совпадает со взглядом Августина, видевшего в нем отпечаток унаследованной виновности. Если мы, православные, приняли бы латинский взгляд на первородный грех, то, возможно, нам также понадобилось утвердить учение о непорочном зачатии. И действительно, мы говорим о разных вещах. Латинский догмат кажется нам не столько ошибочным, сколько излишним. Во-вторых, для православия Дева Мария является вместе со св. Иоанном Крестителем венцом и кульминацией чистоты и святости Ветхого Завета. Она «связующая» фигура: последняя и величайшая из праведников и праведниц Ветхого Завета, в то же время Она внутренний центр Апостольской Церкви (см. Деян. 1:14). Но мы же считаем, что учение о непорочном зачатии исключает Деву Марию из Ветхого Завета и всецело переносит Ее раньше времени в Новый. Для латинского учения Она не стоит больше в одном ряду с другими святыми Ветхого Завета, и поэтому Ее «связующая» роль ослабевает.

Православие, хотя и не принимает латинское учение о непорочном зачатии, в богослужебных молитвах обращается к Божьей Матери как к «безгрешной» (achrantos), «всесвятой» (panagia), «всенепорочной» (panamomos). Мы, православные, верим в то, что после ее смерти Ее приняли на небеса, где и теперь Она пребывает и душой и телом в вечной славе со своим Сыном. Для нас Она «радость всего творения» (Литургия св. Василия Великого), «Всемирная слава от человек прозябшая… небесная дверь и врата к Богу» (Догматик 1-го гласа), «драгоценная сокровищница всего мира» (св. Кирилл Александрийский). Со св. Ефремом мы говорим:

О Деве по периоду рождения — Ирина Лебедь

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector