Культурологический.

этапы и История становления организационного поведения.

4 этапа развития:

— хороший

— хоторнские опыты. Формирование менеджмента чел. взаимоотношений.

— гуманистический

— культорологический

1) Классическийнаибольшее развитие взял в 20-30-х годах на западе.

Основатели научного менеджмента: Анри Файоль, Фредерик Тейлор.

Путь к эффективности орг-ции: в увеличении производительности труда, рациональности орг-ции служащих и труда рабочих.

Учёт личных черт выводился за рамки изучения.

Громаднейшую известность в развитии научного менеджмента занимает Ф.Тейлор (1856-1915). Тейлор полагал, что в случае если усилие и время каковые любой сотрудник тратит на выпуск продукции сократить при помощи кооперации, то производственный процесс станет самоё эффективным.

4 принципа Тейлора:

1) изучайте методы при помощи, которых сотрудники делают собственные задачи, собирайте всю неформальную данные, о работе имеющуюся у сотрудника.

2) систематизируйте новые способы исполнения задач в виде правил и стандартных операционных процедур.

3) шепетильно отбирайте сотрудников, имеющих навыки, способности, умения соответствующие решаемой задачи.

4) устанавливайте средний либо приемлемый уровень решаемой задачи, а после этого выдавайте вознаграждение (за превышение уровня вышеприемлемого).

2) Хоторнские экспериментынаправлены на изучение зависимости материальных факторов на производительность труда.

Итог опыта: производительность напрямую не зависит от физических и экономических факторов, есть следствием установления неформальных взаимоотношений м/у работниками.

Существующую роль играются социально-групповые стимулы в поведении работника.

Зависимость вовлечённости участников в производительный процесс от усилений и лидерства коммуникаций в группе (выскочки, мастера и тормоза).

Гуманистический.

Концепция чел. взаимоотношений была усовершенствованна в изучении организационных психологов (Маслоу, Д.Макгрегер, Ф.Герцберг).

В центре внимания изучений: неприятности гумманизации труда с учётом потребности и психологии личности.

Культурологический.

В центре внимания работы: установление и качество организационной культуры о.п. явл-ся междисциплинарной наукой взаимосвязанной со следующими дисциплинами:

— базы мен-та;

— теорией орг-ции;

управление персоналом.

Понятие «организационное поведение» появилось вследствие того что,

во-первых, оно проявляется лишь в организациях (компании, банки,

национальные и негосударственные учреждения, предприятия),

каковые понимаются как объединение трудящихся в них людей;

во-вторых, оно именуется так вследствие того что главными фигурами в

организациях являются ее начальники высшего, среднего и низового

звеньев управления, организующие всю работу человеческого

фактора, снабжая промежуточные и конечные результаты труда

работников; в-третьих, как раз начальники формируют исходную

организационную упорядоченность всех звеньев организации, т.е.

создают такое уровень качества совокупности, как уровень ее временно_й и пространственной

организованности; в-четвертых, оно именуется так

еще и вследствие того что работники являются организаторами собственного

поведения в пространстве и во времени.

В первый раз понятие «организационное поведение» начал употреблять

американский психолог Ф. Ротлисбергер (40—50-е годы

ХХ в.), изучая организации. Но системная разработка организационного

поведения как учебной дисциплины началась с 1970-х годов

в Соединенных Штатах (Ф. Лютенс, 1973).

Дисциплина «Организационное поведение» официально была введена

в учебные замыслы подготовки экспертов в области управления

в середине 1990-х годов. В отечественной традиции она именовалась

«психология и Социология управления». В первый раз ее начали преподавать

с 1974 г. в Университете народного хозяйства им. Г.В. Пленханова

(А.В. Филиппов, А.Л. Журавлев), а также в Столичном университете

управления им. С. Орджоникидзе1 (1975), где разработчиком проблематики

по данной дисциплине стал профессор психологии ,

доктор наук А.В. Филиппов. Под его управлением в 1978 г. была

создана психологии управления и кафедра социологии, ставшая

потом центром изучений и научно-практических разработок,

консалт-обучающих программ на базе ролевых и деловых игр

(Ю.Д. Красовский), и подготовки социально-психотерапевтических

тренингов (В.Н. Воронин, В.Н. Князев, П.В. Растяников, В.Б. Скориков,

С.К. Сергиенко, А.В. Тышковский). Теоретико-методологической базой

игровых моделей обучения управленческого персонала есть концепция

рефлексивно-ценностного управления (разработчик —

Ю.Д. Красовский). Персонал кафедры, по существу, стал коллек-

тивным куратором бессчётных социологических и психотерапевтических

работ, создававшихся на промышленных фирмах в

финише 1970-х — начале 1980-х годов. Это давало возможность корректировать

базисную учебную программу кафедры социологии и

психологии управления, и разрабатывать учебные программы

специально для управленческого персонала (А.В. Филиппов,

Ю.Д. Красовский, М.М. Власова), а исходя из этого разработка проблематики

новой учебной дисциплины «Организационное поведение» не

вызывала громадных трудностей. Эта дисциплина создана на материалах

моей консалтинговой практики, что отличает ее от всех

вторых книжек. Одновременно с этим учебник «Организационное поведение

» вобрал в себя и другие дисциплины: социальные и управленческие.

Он создан на «стыках» с ними, где социальные науки

определяют объяснительные модели поведения (психология, этика,

культурология), а управленческие (менеджмент, маркетинг, управление

людскими ресурсами) — применение на практике этих

моделей. В отличие от учебных пособий и других учебников по организационному

поведению мой учебник подготовлен как расшифровка

организационного поведения работников и управление их поведением

конкретно в управленческих обстановках. И это есть большим его преимуществом.

Термин «организационное поведение» в самом неспециализированном виде свидетельствует

объяснение и понимание обстоятельств поступков людей, трудящихся

в организации (компании, банке, госучреждении), прогнозирование

тех либо иных поведенческих моделей в разных обстановках,

контроль модификаций поведения работников и стимуляцию

таких мотивов, каковые повышали бы производительность труда и

улучшали бы результативность работ. Так подходят к определению

этого феномена узнаваемые американские эксперты, издавшие

объемные книжки по дисциплине «Организационное поведение

»1. В них отражена генеалогия научного развития данной дисциплины

В первую очередь 30-х годов прошлого столетия, вклады многих американских

психологов и социологов в познание организационного

поведения, их разные выходы и методологические «подходы

» на практику. Авторами очерчивается проблематика изучения организационного поведения в первую очередь на базе базисных

американских теорий, созданных экспертами по поведенческим

наукам. Эти книжки воображают энциклопедии становления

и развития организационного поведения как научной

дисциплины в Соединенных Штатах.

Но в американской традиции не принято ссылаться на успехи

европейских авторов в разработке тех либо иных учебных

дисциплин, тем более российских. Тот солидный вклад, что

внесли эти авторы в изучение поведения работников на

фирмах, остается национальным достатком их государств. Совсем

малоизвестными являются разработки и исследования

практиков и российских учёных. А они начались с 20-х годов

прошедшего столетия, т.е. намного раньше американских.

И многие их результаты были более большими, имеющими

научно-практическую сокровище и в наши дни.

Во время СССР отечественной истории появилось огромное

количество разработок и исследований, как фундаментальных,

так и прикладных. На многих фирмах создавались отделы

научной организации труда (НОТ). А позднее, с 1960-х годов, — психофизиологические,

психотерапевтические, социально-психотерапевтические

и социологические лаборатории.

Наиболее представительным с позиций американской традиции

есть учебник Ф. Лютенса «Организационное поведение»,

выдержавший большое количество изданий. Но в нем слабо выражена сообщение

между практикой и наукой, т.е. то, как трудятся те либо иные теории

в практике самих менеджеров. Вес чистых теоретических постулатов

в этом книжке весьма велик, а применение разнообразных

обстановок как иллюстраций бессчётных теоретических

разработок представляется недостаточным инструментом для действенного

освоения курса.

Более продуктивным возможно второй подход и к определению

проблематики организационного поведения, и к его методической

разработке. Он должен быть не самоцелью изучения, как это

представлено в переводных американских книжках, а делать

служебную роль, опираясь на важную методическую базу.

На данный момент приходится констатировать, что в современном

обучении, поствузовском особенно, сосуществуют две парадигмы

— исходные методологические концепции подготовки

учебной рабочий литературы. Их возможно представить в контрпозициях

«Творцы» и «Эрудиты» (табл. 1). Несоответствие этих парадигм

характерно и для преподавания дисциплины «Организационное

поведение», где господствует наукообразность и откровенный академизм.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector