Что такое организационное поведение?

Организации существуют для того, чтобы предоставлять товары и услуги, необходимые людям. Количество и качество этих товаров и услуг – это продукт поведения и деятельности всех сотрудников организации: менеджеров высшего звена, высококвалифицированных специалистов отдела продаж или отдела исследований и разработок, а также тех сотрудников, кто непосредственно производит или предоставляет товары и услуги потребителям.

Организационное поведение как наука – это изучение факторов, влияющих на то, как отдельные люди и их группы реагируют и действуют в организациях и как организации управляют внешней средой, в которой они действуют. Это набор инструментов, применяемых для понимания, анализа, описания и управления типами отношений и поведения в организациях1.

Наука об организационном поведении начала развиваться приблизительно в 1948 – 1952 гг. Эта дисциплина призвана помочь менеджерам лучше понять природу человека и вследствие этого повысить индивидуальные, групповые и организационные показатели работы.

Отличительная особенность организационного поведения – междисциплинарный подход к его изучению. В науках, изучающих поведение, особенно психологии, социологии и антропологии культуры, разработаны основные понятия и принципы, составляющие основу организационного поведения. Каждая научная дисциплина, изучающая поведение, ориентирована на свое специфическое направление в этой области знаний. В ней разработаны собственные система понятий, аналитическая структура и предмет изучения, призванные помочь менеджерам лучше понять самих себя, остальных людей и внешние воздействия окружающего мира (такие, как конкуренция, официальные требования и социально-политические изменения). Основываясь на изучении перечисленных дисциплин, организационное поведение представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин и в первую очередь для принятия управленческих решений в области управления персоналом.

Такой мультидисциплинарный взгляд на организационное поведение (ОП) на основе множества дисциплин может быть представлен как совокупность действий:

  • Во-первых, ОП – это метод изучения. Поведение рассматривается как функционирование на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Следовательно, организационное поведение можно анализировать на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном.
  • Во-вторых, ОП – это мультидисциплина, так как она использует принципы, модели, теории и методы, заимствованные из других дисциплин. Изучая ОП, нельзя опираться на четко разработанную теоретическую основу. Это область, в которой только в настоящее время начался процесс формирования и развития теоретических основ.
  • В-третьих, ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри организационного поведения. Люди и их отношения, восприимчивость, способность к обучению, чувства и цели представляют наибольший интерес в организациях.
  • В-четвертых, наука об ОП ориентирована на результативность. Почему бывает высокая и низкая результативность? Каким образом результативность может быть улучшена? Можно ли способствовать повышению качества рабочей результативности? Такие вопросы постоянно возникают в практической работе менеджеров.
  • В-пятых, внешний окружающий мир рассматривается с точки зрения его воздействия на поведение организации.
  • В-шестых, так как наука об ОП прочно основана на общепризнанных дисциплинах, при изучении переменных величин и взаимозависимостей большое значение приобретает выбор научного метода. Поскольку к исследованию организационного поведения применен строго научный метод, то и установленные с его помощью рекомендации имеют научную основу2.
  • Наконец, область изучения ОП имеет ярко выраженную ориентацию на практику, что позволяет получить полезные ответы на вопросы, которые возникают в процессе управленческой работы.

Организационное поведение


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: