Культура казахстана в xix в.

Синкретная культура казахов оставалась до середины XIX в. глубоко классической. Ее разрушение имеется следствие вторжения сильных соседей и последовавших за этим политических кризисов, приведших к упадку хозяйственную судьбу к предстоящей экономической несостоятельности кочевничества (развитие культуры замедлилось из-за отсутствия совершенств).

Российская Федерация до 70-х г. XIX в. была озабочена лишь упрочнением собственного положения в Средней Азии и исключала всякое культурное сотрудничество населений украины.

В начале XlX века большинство казахского жителей жило в юртах. Особенные мастера (уйшы) делали превосходные образцы юрт, отличающиеся как яркой красотой, так и соответствием и богатством всех частей. Часто их направляли на разные этнографические выставки (Санкт-Петербург, Москва, Париж). В разных случаях судьбы, которые связаны с нередкими переездами, походами , с хозяйственной целесообразностью, употребляются более упрощенные типы юрт: кос, жолама уй, абылайша, ит арка и т.д. Русское правительство много получало юрты для потребностей армии (особенно в годы Первой Мировой).

Появление зимовок в XIX в. — порождение переходного периода и связано с обострившимися проблемами землевладения и, само собой разумеется, переходом к оседлости. «Кыстау» — зимнее жилище казахов XIX в. — это разнообразные строения, зависящие от климатических и конечно — исторических условий, и степени экономического благосостояния обладателя. В горных районах его строили из камня ми дерева, в степной части — из камня и дёрна, в северной — чаще из дерева, на юге — из саманного кирпича. Окна делались на потолке, либо на противоположной к выходной двери стенке, дверь выходила во двор. Кыстау в большинстве случаев складывается из двух помещений (коржун уй). Прикасаясь к жилищу пристраиваются хозяйственные сооружения. В понятие кыстау входит и близлежащая территория, строго летом защищаемая от потравы.

В одежде казахов XIX в, отмечается влияние изменившихся условий публичной судьбе, сильное действие татарской культуры. В случае если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка! бархата, атласа и особенно дурня (полушелк), то в конце века все больше попадают ткани русского фабричного производства. Многие формы архаичной одежды казахов — саптама (сапоги с долгими голенищами), саукеле (головной убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) неспешно выходят из потребления.

О некоторых трансформациях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и самый кобыз, оставалась сейчас лишь достоянием баксы. Они лишь еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». Непременно, та среда, которая рождает жыр (речитатив) уходит в прошлое. Окружение казахской степи сетью армейских упрочнений, капиталистическая эксплуатация и ростовщичество, поражение последовательности больших восстаний — все эти события/ всколыхнувшие. казахскую судьбу, породили в казахской поэзии пессимистическое направление, известное называющиеся — Зар заман броскими представителями данного направления были Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердеры. В XIX в. в казахской литературе были обширно представлены темы и сюжеты из лучших образцов хорошей литературы Востока. Книжные поэты XIX в. приобретали образование в медресе Бухары, Самарканда и Ташкента, где обучались восточным языкам, истории и литературе. В конце XIX в. «касса», «хикаят», «дастаны» были распространены весьма обширно.

Заметное продвижение в деле просвещения случилось по окончании реформ 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмолинской и Семипалатинской областях действовали десятки низших школ, раскрывались гимназии, показались библиотеки и т.д. То же самое отмечается во всех остальных областях Казахстана. Знаменательной вехой в этом ходе можно считать открытие женских гимназий в областных центрах, учительских семинарий, мобильных аульных школ. Начиная с середины XIX века, в следствии усиления ислама самый распространенной формой обучения в Казахстане стали аульные мусульманские школы. Усиление религиозного сознания казахов XIX в. нельзя объяснить укоренившимися традициями, либо же влиянием татарских и бухарских фанатиков. Корни популярности ислама связаны с усилением колонизации, неудачами административно — территориальных реформ, обнищанием весов, моральными потрясениями и обезземеливанием.

Культура Казахстана в 1920 — 1945 гг

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector