Культура | |
Широкое значение | Узкое значение |
Это всё, что создано человеком (обществом) в следствии физического и умственного труда | Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями судьбы и высказываемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы |
Культура – это материальные ценности и духовные, созданные человеком.
Культура | ||
Духовная | Материальная | |
Это духовная деятельность и её результаты | Это материальное его результаты и производство | |
Связаны | ||
Ценностный подход | Деятельный подход | |
Культура как результат всего многообразия деятельности человека, как мир сокровищ человека (т. е. совокупность материальных и духовных сокровищ, значимых для конкретного общества) | Культура как своеобразный метод жизнедеятельности человека (т. е. метод бытия человека в мире) | |
Формы культуры:
Элитарная (высокая) | Народная | Массовая (популярная) |
Сложная по содержанию и тяжёлая для восприятия; направлена узкому кругу специалистов и привилегированной части общества | Создаётся малоизвестными творцами – непрофессионалами; направлена народу | Направлена всем, без различия классов, наций, пола, т. е. весам в обществе потребителя |
Картина Пикассо, фильмы Тарковского | Частушки, танцы, сказки | Телевиденье, поп-музыка |
Духовная культура:
-Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей;
-Существует в сознании человека;
-Связана с материальной культурой.
Духовная деятельность – это потребления духовных и сочетание производства сокровищ.
Духовные сокровища: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и совершенства, поведения и образцы деятельности, догадки, верования, социальные идеи, ценностные ориентации.
Духовные сокровища производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.
Сохранение духовных сокровищ | |||||
музей | Библиотека | Архив | Образование | СМИ | Интернет |
Мастерство
Мастерство | |
Узкое значение | Широкое значение |
Это одна из форм публичного сознания и своеобразная духовно-практическая деятельность по освоению мира | Это большой уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на совершенство и красоту её продукта |
Основная задача мастерства не в создании красоты для эстетического наслаждения, а в образном освоение деятельности.
Функции мастерства | |
Повествовательная, познавательно-эвристическая | Это просвещение и знание |
Информационно-коммуникативная | Это общение, обобщение, сообщение |
Концептуально-рефлекторная | Это философско-эстетический и художественно-диагноз состояния и эстетический анализ мира |
Прогностическая, футурологическая | Это предвосхищение, предсказание |
Публично-преобразующая | Это духовно-практическая деятельность |
Интеллектуально-нравственная | Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров |
Эстетическая | Это развитие свойств художественного творчества и восприятие |
Гедонистическая | Это удовольствие |
Психотерапевтическое действие на подсознание человека | Это воображение, внушение, обморок |
В отличие от науки отражает реальность не в понятиях, а в художественных примерах.
Художественные образцы | ||
Пространственные (что видим) | Временные (что слышим) | Пространственно-временные |
-Архитектура; -Скульптура; -Живопись, графика; -Фотографии; | -Устное творчество; -Музыка. | -Литература; -Театр; -Кино; -Цирк; |
Разные виды мастерства взаимосвязаны между собой |
Стили в искусства Запада:
Романский X — XIII | В архитектуре простота, массивность и строгость. Пребывало под влиянием древнего, сирийского и арабского мастерства. |
Готический XIII — XVI | Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах, обилием каменной скульптурных украшений и резьбы. |
Барокко XVI – XVIII | В архитектуре шикарная причудливая пластика, слитность и динамизм текучих, криволинейных форм. |
Рококо XVIII | В архитектуре в основном орнаментальная, декоративная направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего вида. |
Классицизм XVII — XIX | Обращение к формам и образам древней искусства и литературы как к эталону. |
Сентиментализм XVIII — XIX | В литературе, музыке, живописи основное творчество и познание. |
Романтизм XIII — XIX | Характеризуется идеалами и возвышенными устремлениями, мечтательностью. |
Реализм XIX – XX | Достоверность в воспроизведении действительности без приукрашивания и искажения. |
Импрессионизм XIX | Рвение передать яркое чувство от внешней среды красивыми средствами. |
Модерн XIX – XX | Рвение к внешней декоративности с нагромождением кривых и обилием линий декоративных элементов. |
Авангард XX | Художественное направление, объединяющее все новейшие, экспериментальные взоры, концепции, течения, школы. |
«Мастерство имеется такая же потребность для человека, как имеется и выпивать» (Ф. И. Достоевский);
«Мастерство – это мышление в образах» (В. Г. Белинский).
Религия
Начальные формы религии | |||||
Фетишизм | Волшебство | Анимизм | Тотемизм | Шаманизм | Спиритизм |
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства | Действия и обряды для сверхъест. действия на окружающий мир | Вера в душу и в их влияние и духов на людей | Вера в загадочную сообщение (родство) между животными и человеческими группами и растениями | Вера в свойство особенных людей быть посредниками между духами и людьми | Вера в посмертное существ. душ погибших и контакт с ними |
Религия – это представления людей и определённые взгляды, культы и соответствующие обряды.
Ядром религии есть вера.
Религия | ||
Родоплеменные | Национальные | Мировые |
-Иудаизм; -Конфуцианство; -Синтоизм; | -Буддизм; -Христианство; -Ислам; |
Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии:
«Будда» — просвещённый (с санскрита)
Базы вероучения: «четыре добропорядочные истины» Будды |
1.Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло); 2.Обстоятельство страданий – желание человека (жажда судьбы, наслаждений, удовольствий, счастья, власти, богатства и т. д.; 3.Для прекращения страдания нужно отказаться от жажд (от всех); 4.Путь спасения от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное рвение, праведная обращение, праведное поведение, праведная судьба, праведное созерцание, праведное погружение»). Цель судьбе верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, спокойствия. |
Типитака (Типитака) – священная книга буддистов.
духовная и Культура жизнь. Видеоурок по обществознанию 11 класс