Этнорелятивистские этапы

Переход от этноцентризма к этнорелятивизму идет через смену парадигмы, от абсолютизма к релятивизму. Фундаментом этнорелятивизма есть предположение, что поведение человека можно понять лишь из конкретной культурной обстановки, что у культурного поведения нет стандарта правильности. Культурные различия — это не прекрасно и хорошо, они просто имеется. А различные типы поведения бывают приемлемыми либо неприемлемыми лишь в конкретных социокультурных условиях. Людям характерно признавать необходимость жить совместно в мультикультурном обществе, исходя из этого они готовы уважать вторых и потребовать уважения к себе.

Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как чего-то неизбежного и хорошего, проходит через адаптацию к ним и может завершиться формированием межкультурно компетентной личности.

Признание

Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и в один момент первым этапом этнорелятивизма есть стадия признания (одобрения). На ней существование культурных различий принимается как нужное человеческое состояние. Сначала согласится различие в поведении, после этого — в культурных сокровищах и т.д.

Самое очевидное отличие в поведении — это язык. Вербальное поведение очень сильно варьируется в различных культурах. Люди начинают видеть это поведение через призму фундаментальных культурных различий, а не как варианты универсальных культурных истин. Человек начинает осознавать, что языки — это не различные коды общения, высказывающие одинаковые идеи. Он осознаёт, что язык — это средство формирования картины мира, что отечественное видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (догадка Сэпира—Уорфа). Одвременно с этим идет знакомство с изюминками невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека.

Эта стадия готовит людей к признанию относительности культурных сокровищ — главного элемента в воспитании межкультурной чуткости. На этом этапе происходит принятие различных взоров на мир, являющихся базой культурных вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как проявление чисто людской способности освоения мира. Мы можем делать это по-различному, исходя из этого ценности у людей смогут быть различными. В случае если же мы зафиксируем сокровище, и они станут чем-то стабильным и неизменным (вещью), они смогут начать собственный собственное существование и вернуть нас к этноцентризму.

Адаптация

Следующим этапом в развитии процесса межкультурной чувствительности есть адаптация (приспособление). На данной стадии происходит углубление этнорелятивизма. Сейчас крайне важно понять, что культура — это не застывший факт, а процесс. Исходя из этого лучше сказать не о том, что люди имеют культуру, а о том, что они вовлечены в нее. Следовательно, человек может временно вести себя приемлемо для чужой культуры, не ощущая угрозы сокровищам собственной культуры.

Адаптация предполагает развитие других коммуникативных поведенческих моделей и умений. Лишь переместив собственные культурные рамки, люди смогут общаться с позиций этнорелятивизма. Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и заканчивается формированием плюрализма.

Эмпатия свидетельствует возможность испытывать различные ощущения в ходе коммуникации на базе собственных представлений о потребностях другого человека. Не нужно сочувствие путать с сопереживанием, которое требует поставить себя на место другого человека, дабы его осознать. Сопереживание (сострадание) есть этноцентристской категорией, поскольку основано на предположении об одинаковости людей, каковые должны ощущать одно да и то же в сходных событиях. Сострадание легко отличить от сочувствия. В случае если кто-то говорит: «Я бы на его месте сделал так…», это практически в любое время сострадание. «Я начинаю думать об этом по-второму, в то время, когда воображаю его точку зрения» — сочувствие.

Эмпатическое чувство начинается у человека много лет, обретая форму все возрастающих знаний о вторых культурах, изучения зарубежных языков, понимания различных коммуникационных стилей, и увеличения чувствительности к различным обстановкам, в которых вероятно использование других культурных сокровищ.

Но эмпатия имеет ограниченный темперамент. Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное познание этого различия в конкретных культурных обстановках. Оно вероятно только как следствие личного опыта судьбы в чужой культуре. В большинстве случаев для этого требуется прожить в том месте как минимум несколько лет. Кроме этого плюрализм демонстрируют дети эмигрантов либо тот, кто вырос в нескольких культурах (к примеру, родители принадлежат к различным культурам).

Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. Для таких людей уважение различий свидетельствует уважение к себе. Этим плюрализм отличается от эмпатии, при которой второй взор на мир все еще находится «вне» личности. Практически результатом плюрализма есть бикультурализм либо мультикультурализм. Плюрализм, будучи частью большого уровня межкультурной чуткости, есть обобщением хорошего отношения к культурным различиям.

Интеграция

Она есть крайним случаем полного приспособления к чужой культуре, которая начинает ощущаться как собственная. На данной стадии уже возможно сказать о личности и формировании, чья идентичность включает другие жизненные правила, кроме ее собственных. Таковой человек психологически и социально готов и может осознать множество действительностей. Время от времени применяют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность. Такая личность способна к обдуманному выбору поступков в своеобразной обстановке, а не просто действует в соответствии с нормами собственной культуры.

Первая фаза интеграции — контекстуальная оценка — обрисовывает механизм, что разрешает человеку разбирать и оценивать обстановку наличия нескольких вариантов культурного поведения. Так как на уровне адаптации вероятна такая обстановка, в то время, когда человеку все другие модели поведения кажутся одинаково хорошими. Контекстуальная оценка разрешает человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной обстановке: где-то поступить по-американски, где-то — по-японски и т.д.

Эта форма интеграции есть последней стадией развития межкультурной чуткости для большинства людей. Предстоящее развитие межкультурной чувствительности для непрофессионалов просто не нужно. Однако, кое-какие люди идут дальше и овладевают конструктивной маргинальностъю. На этом уровне появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность. Она находится вне культурных рамок в силу возможности подняться на метауровень анализа обстановки. Для для того чтобы человека нет естественной культурной идентичности, как и нет полностью верного поведения.

Наряду с этим человек как бы освобождается от оков культуры и открывает для себя, что имеется большое количество способов быть хорошим, честным и прекрасным. Это похоже на подъем в гору. В то время, когда мы достигаем вершины горы, то видим, что все тропинки внизу, в конечном итоге, ведут к одной вершине и что любая тропинка представляет собой неповторимый пейзаж.

Затем возможно взглянуть на культуры как объективно, так и субъективно, применять ту либо другую культуру без явного конфликта, включать по желанию различные лингвистические и культурные кодовые совокупности. На данной ступени не имеет значения, представителем какой культуры, и какого именно народа тебя вычисляют другие. Полная свобода ощущается как в когнитивной, так и в эмоциональной и поведенческой сферах.

Само собой разумеется, мультикультурный человек — это идеал, к которому необходимо стремиться. Процесс психологического роста от монокультурного к мультикультурному человеку — это процесс трансформации, в котором новые элементы судьбы всегда объединяются с полным пониманием того, что такое культура. Данный процесс связан с напряжением и большим стрессом из-за необходимости приспособления к давлению внешней среды. Не все люди способны к этому. Более того, потому, что результатом этого процесса может стать психологическое заболевание человека (расщепление сознания), ставится вопрос о необходимости и возможности мультикультурализма. Однако, современные исследователи соглашаются с тем, что мультикультурность будет ответственной людской и социальной сокровищем, тем идеалом, к достижению которого направляться стремиться.

Карта культурных различий. Как люди думают, руководят и получают целей в интернациональной среде.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector