Этапы исследования методом наблюдения

его специфика и Наблюдение

Наблюдение — это способ сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с позиций их регистрации и фиксации. Наблюдение как способ сбора социологической информации употребляется достаточно обширно. Серьёзной изюминкой социологического наблюдения выступает то, что оно есть методом яркого визуального восприятия изучаемого объекта. Это дает следующие преимущества:

  • Наблюдение разрешает фиксировать особенности поведения людей не в их интерпретации и воспоминаниях, а конкретно в момент его проявления;
  • Наблюдение позволяет приобретать эти независимо как от умения респондента обрисовать словами собственный поведение, так и от того, хочет ли он по большому счету что-либо сказать о собственном поведении.
  • Преимуществами социологического наблюдения как способа сбора информации есть отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. абсолютное наличие прямого контакта. Это позволяет получения не только объективной, но и своевременной информации. Наблюдение оказывает помощь правильнее и шире осознать суть действий, поведения замечаемых в тех либо иных обстановках, осознать сущность их реакций на происходящие события
  • Наблюдение разрешает в один момент охватить поведение последовательности лиц по отношению друг к другу либо к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение разрешает произвести изучение независимо от готовности замечаемых субъектов.
  • Наблюдение разрешает достигнуть многомерности охвата, другими словами фиксации сходу по нескольким параметрам — к примеру, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная низкая стоимость способа

Специфика способа наблюдения . Важной проблемой способа наблюдения есть взаимоотношение наблюдателя и замечаемого. Имеется опасность трансформации поведения объекта, в связи с присутствием наблюдателя. От вторых способы изучения наблюдения выделяется тремя броскими изюминками: происхождение связи между наблюдателем и объектом наблюдения, пристрастной (обусловленной чувствами наблюдателя) оценкой явления, трудность либо отсутствие возможности для повторного наблюдения.

Этапы изучения способом наблюдения

  • Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  • регистрации способа и Выбор наблюдения данных.
  • Создание замысла наблюдения.
  • Выбор способа обработки результатов.
  • Фактически наблюдение.
  • интерпретация и Обработка взятой информации.

Классификация видов наблюдения:

  • По регулярности проведения

Систематическое. Характеризуется в первую очередь регулярностью фиксации действий, обстановок, процессов в течение определенного времени; разрешает распознать динамику процессов, и существенно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального изучения психолого-педагогического процесса либо объекта.

Случайное. Наблюдение заблаговременно незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения направляться отличать фиксирование фактов и случайное выявление в ситуации наблюдения, и планированного как раз за данной деятельностью.

  • По месту наблюдения

Полевое. Проводится в естественной обстановке, настоящей жизненной ситуации, ярком контакте с изучаемым объектом. Может делать роль как главного способа сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации).

Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия внешней среды и замечаемая обстановка определяются педагогом. Главное его преимущество — большая, по сравнению с другими видами, возможность распознать все факторы обстановки и установить связь между ними. Главный недочёт — искусственность обстановки, которая может привести к резкому изменению поведения участников. Подобное наблюдение значительно чаще используется на этапе проверки психолого-педагогических догадок и, в большинстве случаев, сводится фиксации трансформаций, каковые происходят в следствии воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно активно используются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.).

  • По степени формализации

Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заблаговременно определяется, какие конкретно из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса либо обстановки имеют громаднейшее значение для педагога-психолога, кроме этого формируется особый замысел записи наблюдений для начала сбора информации. Значительно чаще задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, взятых вторыми способами, уточнение их. Оно может употребляться и как главный способ сбора информации для проверки гипотез и точного описания при ответе психолого-педагогических задач маленького масштаба. Его использование требует хорошего предварительного знания предмета изучения, поскольку в ходе разработки процедуры наблюдения нужно выстроить совокупность классификации явлений, составляющих замечаемую обстановку, и стандартизировать категории наблюдения.

Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заблаговременно, какие конкретно элементы изучаемого процесса (обстановки) он будет замечать. У него нет строгого замысла, заблаговременно выяснен только яркий объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую воздух, в которой происходит явление либо событие, границы объекта и его главные элементы, определяет, какие конкретно из этих элементов самый значимы для изучения, приобретает начальную данные о сотрудничестве этих элементов. Недочёт неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Как раз тут неприятность «наблюдение — вывод» может проявиться самый ярко.

  • По степени участия наблюдателя в изучении обстановки

Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн либо другой степени конкретно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с замечаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую обстановку может колебаться в достаточно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное только для наблюдателя, до наблюдения «активного», в то время, когда наблюдатель до таковой степени «сливается» с исследуемым объектом, что замечаемые начинают вычислять его участником собственного коллектива и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение в произвольных его видах разрешает собрать данные, недоступную для получения вторыми способами. Исследователю тут раскрываются более значимые для коллективной деятельности явления и процессы. Потому, что при долгом наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к поведению и привычным действиям, к своим нормам и обычным правилам, словом, к тому, что им характерно в естественных условиях.

Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь либо его ассистент находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны замечают происходящие процессы, не вмешиваясь в их движение, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют движение происходящих событий.

Невключенное наблюдение употребляется для наблюдения за массовыми процессами, в то время, когда наблюдатель, чтобы видеть целый движение процесса, обязан пребывать на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно используется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.

Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и намерено подготовленными наблюдателями. Но это вероятно лишь в том случае, в то время, когда процедура достаточно прекрасно отработана и проверена надежность категорий.

Так как при применении разных форм наблюдения появляются всевозможные этические вопросы Американской психотерапевтической ассоциацией(АРА), был создан особый этический кодекс для исследователя. Вот главные пункты:

1- При проведения изучения в публичном месте, не нужно согласие участников. В любой другой ситуации нужно заручиться данным согласием.

2- Исследователь обязан не допустить причинение вреда замечаемым. В случае если этого не избежать, психологи должны минимизировать ущерб.

3- Кроме этого к минимуму должно свестись вторжение в личную судьбу личностей.

4- Сохранение тайных данных участников наблюдения.

РАЗУМНАЯ судьба отыскана под водой! При изучение океана,учёные нашли цивилизацию ихтиандров!

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector