Гуманизм и антропоцентризм философии возрождения

Понятием «Восстановление», либо Ренессанс, принято обозначать одну из самые ярких эр в истории европейской культуры, охватывающую XIV–ХVI вв. Она характеризуется многими научными открытиями, совершенствованием технологии и техники, расцветом всех видов мастерства, становлением элитарной и национальных культур, высокой динамикой социально-политических, хозяйственно-экономических и денежных процессов, великими географическими открытиями, Реформацией католической церкви.

Философия ренесанса актуализировала древние традиции, возобновляла образ активного и деятельного в личном и публичном бытии человека. Вместе с тем Ренессанс не имеет возможности рассматриваться как простое воскрешение древних идей. Столетия христианского идеологического господства заложили богатейшую традицию анализа людской духовности. Исходя из этого философия, как и вся культура Восстановления, стала необычным синтезом наиболее значимых достижений предшествующих современных реалий и эпох. Замечательные изменения, происходившие в мировоззрении людей данной эры, активизировали философскую идея, предопределили ее гуманистическую и антропоцентристскую направленность.

Гуманизм (от лат. humanus – человечность) – термин, имеющий пара значений: 1) образование и воспитание человека как высшей ценности на лучших примерах духовной культуры Старой Греции; 2) научные дисциплины – философия, литература, история, риторика, возвышающие и облагораживающие человека; их сейчас именуют гуманитарными науками; 3) течение интеллектуальной мысли и практическая деятельность в кружках гуманистов ренесанса; 4) черта духовной культуры Восстановления в целом, основанной на принципе антропоцентризма и организовавшей новый образ человека.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – центр и человек) – объяснения реальности и принцип понимания, в соответствии с которому человек имеется центр и цель мироздания и исходя из этого характеризуется единством тела и души, высокой активностью в познании, освоении и преобразовании внешнего мира, большой реализацией собственных потенциальных возможностей.

принципы и Идеалы антропоцентризма и гуманизма особенно ярко проявились в творчестве гуманистов, в религиозной реформации, в художественной деятельности.

Первые кружки гуманистов появились в XIV–ХV вв. в Италии, где ран-некапиталистическая экономика активизировала городскую судьбу, и полнее, чем в других государствах, сохранились древние традиции интеллектуальной культуры. Выдающимися гуманистами этого периода были: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джаноццо Манетти, Леон Батиста Альберти, Энео Сильвио Пикколомини, Лоренцо Валла, Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Они проделали громадную работу по собиранию, реконструкции и переводу трудов Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена и других древних авторов. Благодаря их деятельности распространялось образование, раскрывались светские учебные заведения, укреплялся статус латинского и греческого языков, закладывались базы национального итальянского литературного языка.

В конце XV–ХVI вв. гуманистические перемещения стали усиливаться и в других государствах Европы, что проявилось в творчестве Пьетро Помпонаци (Италия), Джона Колета, Эразма Роттердамского, Томаса Мора (Англия), Мишеля Монтеня, Пьера Шаррона (Франция). Гуманисты этого периода содействовали распространению практических знаний в материальной деятельности, они призывали человека развивать собственные личные свойства, деятельно принимать участие в реальности. Особенное место отводилось идеям свободы личности, воли по отношению к божественному провидению, судьбе, фортуне, случаю.

В целом творчество гуманистов выяснило формирование нового образа человека в европейской философии, данный образ был назван гуманистическим. В нем людская телесность приобретала равные права с духовностью, а моральные сокровища определялись предметно-практической деятельностью, что отражало интересы радикально настроенного городского населения, занимавшегося ремеслом, торговлей, интеллектуальным трудом.

Новый образ человека расходился с классическим взором на него, выработанным в Средние века. Классические отношения человека с Церковью и Богом больше не соответствовали новому образу судьбы, интересам и целям свободной конкурентоспособной личности. Нужны были трансформации как на уровне вероучения, так и на уровне церковно-культовой практики. Философское обоснование религиозных новаций выразилось в идеях пантеизма, деизма, протестантизма, антитринитаризма.

Пантеизм (от греч. pan – все и theos – всевышний) – философское учение, отождествляющее Всевышнего и мир. Всевышний лишается персональных атрибутов, обезличивается, максимально приближается к человеку и растворяется в природе – «Всевышний во всем». Характеристики Всевышнего становятся абстрактно-философскими: абсолютность, бесконечность, предельное единство. Пантеистические идеи в эпоху ренесанса высказывали Николай Кузанский, Джордано Бруно, Томазо Кампанелла.

Протестантизм – одна из трех христианских конфессий, светская идеология и вероучение которой сложились в ходе Реформации католической церкви вXVI в. Представлен разными предположениями, главными являются лютеранство, кальвинизм, англиканство. Распространился в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Англии, Польше. организаторами и Теоретиками были: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли. Высказывая интересы зарождающейся буржуазии в удешевлении и упрощении культово-догматической стороны христианства, они развили неспециализированную тенденцию отказа от средневековой религиозной концепции человека. В целом христианская модель человека сохранялась, но сферы, приложения его свойств значительно расширялись. Особенное место отводилось производительной деятельности, опытной реализации личности, моральным регулятивам труда. Протестантская этика труда стала серьёзной составляющей европейской культуры, разрешившей ей реализовать крупномасштабные задачи в области научного прогресса.

Антитринитаризм (либо унитаризм) – течение в христианстве, основанное на утверждении догмата единства и отрицании Троицы божественного существа, свободном толковании Библии с позиций разума. Антитринитаристские перемещения имели место в Италии, Испании (Мигель Сервет), Венгрии, России, Польше (Гжегож Павел, Фауст Социн), Беларуси (Сымон Будный).

Деизм (от лат. deus – всевышний) – религиозно-философская концепция, сочетающая рационализм и идею Бога, проявилась в теории общей, либо естественной, религии как базе конкретных монотеистических религиозных конфессий. В соответствии с деизму Всевышний проявляет себя в акте творения, а потом развитие мира протекает по разумным законам. Деистские идеи обосновали Жан Боден (Франция), Э.Г. Чербери (Англия).

Гуманистическая парадигма содействовала переосмыслению понятия Всевышнего. Всевышнему отводилась формальная функция творца мира, а человеку – функция творца культуры, как материальной, так и духовной. Созданное божественным словом по собственному ценностному статусу приближалось к созданному руками человека.

Особенно ярко гуманистический идеал Восстановления проявился в области мастерства. В художественной культуре усилились тенденции реалистического отражения мира, само мастерство получало светский темперамент. Эта эра представлена именами А. Дюрера, Эль Греко, Веласкеса, П. Брейгеля, П.П. Рубенса, Рембрандта, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана (изобразительное мастерство); Мигеля Сервантеса, Лопе де Вега, Данте, Петрарки, Бокаччо, Торквато Тассо, Э. Спенсера, У. Шекспира, Ф. Рабле (литература); Браманте, Брунеллески, Гужона, Пилона (скульптура и архитектура). Многогранность их творчества в значительной мере разъясняется установкой на индивидуализацию человека, на сосуществование и конкуренцию в одном социокультурном пространстве разных типов личностей.

Для деятелей мастерства было характерно участие в организации и философско-теоретическом обосновании художественного процесса. Намерено вопросами философии и теории мастерства занимались Данте, Петрарка, Леон Альберти, Н. Кузанский, Леонардо да Винчи. В собственных трудах они проанализировали природу мастерства, понятия эстетического переживания, красоты; высказали идея о связи мастерства с актуальными и потенциальными возможностями человека; продемонстрировали, что художественное творчество – это процесс, в котором ключевую роль играется не только личная одаренность автора, но и знание законов создания произведения, техники его выполнения. Наряду с этим примером обязана помогать математика. На базе познания количественных взаимоотношений живописец может выразить качественное своеобразие мира.

Так, в эпоху ренесанса философия развивалась в условиях смены онтологических приоритетов культуры. антропоцентризм и Гуманизм, антисхоластическая и антиклерикальная направленность, ориентация на древние образцы, разнообразие форм и универсальность интересов их выражения – главные изюминки этого периода. Идеализация духовной судьбы человека, характерная средневековой культуре, уступила место телесному, предметно-практическому, материально-производственному нюансу его бытия.

гуманисты и Гуманизм Ренесанса (рус.) Новая история.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: