Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней греции

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, выстроенную на всесторонности и принципах гармонии. Эти правила развивали в политико-этических трактатах Аристотель и Платон. Цели школьной совокупности образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие телесных сил и духовных юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек – центральна тема древнегреческого мастерства: в статуях героев и богов запечатлели живописцы канон совершенного людской тела; афинская драма представила цельные могучие характеры, сочетающие большой интеллект и нравственную чистоту, мужество, человечность и непреклонную силу воли.

в течении всей многовековой истории Эллады представители разных социальных групп и слоёв, приверженцы разных политических партий и систем – любой выдвигал собственный идеал человека. Но узкоклассовый темперамент концепции воспитания оставался неизменным: образования и практика воспитания и теоретические трактаты по этим проблемам касаются лишь привилегированного класса рабовладельческого общества – класса свободнорожденных. Из совокупности воспитания совсем исключаются угнетенные классы населения – рабы. Исходя из этого при теории воспитания и рассмотрении практики в древнем обществе нужно всегда иметь в виду, что речь заходит лишь о свободнорожденных гражданах рабовладельческого страны, о правящем классе рабовладельцев. Совокупность школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. В базе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. После этого шло знакомство с классиками греческой литературы – Гомером и Гесиодом. Душу мы, в первую очередь, совершенствуем, — говорит греческий автор Лукиан, — обучая юношей музыке, грамоте и счёту… после этого они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и нужные мысли.… Слушая о достойных деяниях и наградах, юноши понемногу вырастают душою, и ощущают рвение подражать им, чтобы потом и их прославляли и восхищались ими потомки, как мы восхищаемся предками благодаря творениям Гесиода и Гомера. По окончании чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению.

Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только вследствие того что знакомство с изречениями мудрецов и подвигами героев воспитывало этические качества, но и вследствие того что гармония и музыкальный ритм, как они полагали, приучали к упорядоченности в перемещениях, мыслях, в чувствах и в деятельности. В собственном проекте совершенного страны Платон, стремясь воспитать в гражданах мужество и суровую простоту, требует самого твёрдого контроля над музыкой. Он совсем исключает такие лады, каковые содействуют, согласно его точке зрения, чувственности и изнеженности, и разрешает в собственном стране потребление лишь двух ладов: того, что надлежащим образом воспроизводит ударения и звуки человека мужественного в армейском и всяком ратном деле, и того, что возможно использован в мирное время. Он настраивает человека функционировать при всех событиях мудро и умеренно. С не меньшей скурпулезностью отбирает музыкальные инструменты и Платон, допуская потребление в городе лишь кифары и лиры, а в деревне свирели. Греки осознавали музыку неизменно в соединении со словом, исходя из этого Платон требует тщательного контроля над поэтическими произведениями. Главным средством воспитания вычисляет музыку и Аристотель. Согласно точки зрения Аристотеля, музыка влияет на этику и человеческую психику, на моральные качества человека. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он дробит лады на этические (действующие на моральные особенности человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он показывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться. Музыке, как средству этического действия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. Так как одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические особенности. В это же время, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего аналогичного в себе не заключают.

17. ВОСПИТАНИЕ парня (Аристотель)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector