Социально-политическая философия эпохи возрождения. 39

Для ренесанса было характерно не только повышение интереса к человеку, но и громадный интерес к проблеме страны, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных университетов, верующих. Эта проблематика отыскала отражение в социально-политической философии ренесанса, главными направлениямикоторой были: философия Реформации, философия социалистов и политическая философия-утопистов.

Философия Реформации.Философия реформацииимела собственной целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых взаимоотношений между Всевышним, верующими и Церковью. Предпосылками происхождения данного направлениябыли:

  • кризис феодализма;
  • укрепление и зарождение класса торгово-промышленной буржуазии;
  • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских стран;
  • незаинтересованность начальников данных стран, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы и католической Церкви;
  • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от судьбы, практика выдачи индульгенций;
  • распространение вЕвропе идей гуманизма;
  • рост самосознания личности, индивидуализм;
  • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяютсядва главных течения:бюргерско-евангелическое (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин) и народное (Т. Мюнцер, анабаптисты, диггеры и др.).

Основоположником Реформации считается врач богословия Мартин Лютер(1483 – 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Главные идеи М. Лютерасводились к следующим:

1) общение между верующими и Богом должно происходить напрямую, между верующими и Богом не должно быть для того чтобы посредника, как церковь;

2) нужно упрощение обрядов, церковь будет демократичной, а обряды – понятными людям;

3) нужно уменьшение влияния на политику вторых стран со католического Папы духовенства и стороны Римского, должен быть восстановлен авторитет национальных институтов и светской власти;

4) дело служения Всевышнему – не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни ве&как следует;рующих христиан, исходя из этого нужно высвободить образование и культуру от засилья католических догм и запретить индульгенции.

Так, согласно точки зрения Лютера, которое кардинально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не вследствие того что делает церковные ритуалы, а только благодаря вере, которую он приобретает конкретно от Всевышнего. Следствием этого убеждения было то, что машинально снижался статус церковных церкви и служителей в целом; церковь с таковой точки зрения не должна была играться значительной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое совсем сложилось по окончании смерти его основателя как независимое публично-религиозное перемещение Германии, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между человеком и богом.

Вторым большим фаворитом бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин(1509 – 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. В соответствии с Кальвину,главной идеей протестантизма есть мысль предопределения. Суть данной идеи в том, что людям изначально предопредроблено Всевышним или быть спасенным, или умереть, не состояться в жизни. Все люди должны сохранять надежду, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека есть профессия. Профессия – это не только метод зарабатывания денег, но и место служения Всевышнему. Добросовестное отношение к собственному делу – путь к спасению, а успех в работе – показатель богоизбранности. Вне работы нужно быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике. Он возглавил реформационное перемещение в Женеве и добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую власть и Церковь Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Отец»). Помимо этого, ему удилось подчинить кальвинистской Церкви светскую власть, и совершить реформы как в собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздничные дни, броская одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма и добросовестного отношения к работе. Так, результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в интернациональное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер(1490 – 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его приверженцем, но в первой половине 20-ых годов шестнадцатого века, через три года по окончании начала Реформации, разошелся с преподавателем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и личные идеи Реформации, суть которых в том, что нужно реформировать не только Церковь, но общество в целом. Цель трансформации общества содержится в достижении общей справедливости, «Божьего царства» на земле. Мюнцер думал, что основной обстоятельством всех зол есть неравенство, классовое разделение, в базе которого лежат личная собственность и нередокный интерес. Исходя из этого личный интерес нужно подавить, все будет неспециализированным (имелось в виду в первую очередь имущество, новый способ организации производства). деятельность и Жизнь человека должны быть всецело подчинены заинтересованностям общества, что угодно Всевышнему, а собственность и власть должны принадлежать несложному народу – «пахарям и ремесленникам». В 1524 – 1525 годах Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформациив том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и войны за реформу Церкви и против католицизма, которая длилась в течение XVI века и в будущем практически во всех государствах Европы. Результатом данной борьбы стало падение католицизма в ряде стран и религиозное размежевание в Европе: торжество разных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) наровне с сохранением католицизма.

Политическая философия. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Всевышним, Церковью, государством и человеком, политическая философияисследовала неприятности управления реально существующим страной, способы влияния на людей, приемы политической борьбы. броским представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли(1469 – 1527) – итальянский политический деятель, писатель и философ. Политическая философия Макиавелли была позвана трансформациями в Италии и политике Флоренции в целом, где назрел кризис нравственных сокровищ. Макиавелли чутко уловил тенденцию разрыва в нравственности между двумя модальностями морали: то, что имеется да и то, что должно быть. Наряду с этим Макиавелли возвел нравственный кризис в новый политический принцип – политический реализм. Главной работой Макиавелли стало произведение «Правитель» (1531), в котором главным тезисом, пронизывающим всю работу стал тезис о праве правителя отступать от правил хороша, в случае если к этому его вынуждают события. Философия Макиавеллиопирается на следующие главные положения:

1) человек владеет изначально не добрый природой, движущими мотивами его поступков являются стремление и эгоизм к личной пользе;

2) совместное существование людей нереально, в случае если любой будет преследовать лишь собственные эгоистические интересы, исходя из этого для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особенная организация – государство;

3) правитель обязан руководить страной, не забывая о низменной природе подданных: ему направляться смотреться щедрым и добропорядочным, но не быть таковым в конечном итоге, потому, что при соприкосновении с действительностью эти качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не добропорядочными соратниками или соперниками, а казна – промотана);

4) ни за что начальник не должен посягать на имущество и личную судьбу людей;

5) в борьбе за освобождение отчизны от зарубежного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и безнравственные.

Примером настоящего властителя Макиавелли вычислял Филиппа Македонского, что стал за маленький срок из малого царя правителем всей Греции. Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала управлением к действию для многих политиков как средневековой, так и по окончаниидующих эр.

Философия социалистов-утопистов.В эпоху ренесанса отмечается интерес к проблемам государства и общества, Церкви. В большинстве случаев, при их изучении философы стремились опираться на настоящие факты, изучить положение в конкретном обществе и государстве, пробовали при жизни поменять обстановку к лучшему. Но часть философов главное внимание сосредоточила на разработке проектов совершенного страны, где были бы стёрты с лица земли все социальные несоответствия и восторжествовала социальная справедливость. Потому, что их проекты были очень сильно оторваны от действительности и фактически неосуществимы, эти философы вошли в историю как социалисты-утописты. Солиднейший вклад теорию утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор(1478 – 1535) считается основателем утопического социализма. Ему прекрасно были привычны неприятности настоящего страны, поскольку он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. был членом парламента, 1523 – 1529 гг. – главой палаты общин, 1529 г – лордом-канцлером Англии (верховный пост в стране по окончании короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как приверженец католицизма за отказ дать присягу королю как главе свободной от Папы Римского англиканской Церкви.

Собственные идеи по поводу государства и устройства общества будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нигде нет) – придуманный остров, на котором находится совершенное государство. В соответствии с Т. Мору в Утопии:

1) не существует частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, что осуществляется на базе общей трудовой повинности;

2) все результаты труда поступают в публичные склады и после этого равномерно распределяются между всеми обитателями Утопии;

3) в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно маленького рабочего дня – шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, показавшие особенные свойства к наукам, а самые грязные работы делают рабы – военнопленные и осужденные преступники;

4) первичной ячейкой общества есть не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (практически – трудовой коллектив), где все чиновники избираются – прямо либо косвенно;

5) мужчины и дамы имеют равные права (как и равные обязанности);

6) обитатели верят в Всевышнего, существует полная веротерпимость.

Второй проект совершенного общества был дан Томмазо Кампанеллой(1568 – 1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – выстроили совершенное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются трудом и жизнью. По Кампанелле, в Городе Солнца:

1) отсутствует личная собственность, и все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а после этого равномерно распределяются между его участниками; труд совмещается с одновременным обучением;

2) жизнь соляриев регламентирована до небольших детальностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают совместно: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

3) громадное внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от своих родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, вторым правилам поведения Города Солнца;

4) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, обладающий всеми знаниями собственной эры и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эру Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели большое количество приверженцев среди желающих поменять мир как в эпоху ренесанса, так и в будущем.

Философия ренесанса. Видеоурок по Общей истории 7 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector