Все виды и направления управленческой деятельности реализуются и проявляются в еефункциях (лат. functio – обязанность, работа, деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений) (рис. 1.7).
Функция– это объективная составляющая управления, конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности. В этом состоит системный подход к формированию понятия и структуры функций управления.
Управление – совокупное осуществление функций. Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Различают авторитарный,
|
либеральный и демократический стили руководства (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Характеристика стилей руководства [1]
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Авторитарный (директивный) стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы | Принимая решение, советуется с коллективом | Ждет указания руко-водства или отдает инициативу в руки подчиненных | |
Продолжение табл. 1.1 | |||
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Авторитарный (директивный) стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит, утверждает предло-жения подчиненных | Просит, упрашивает |
Ответственность | Берет на себя или перекладывает на конкретного ис-полнителя | Распределяет в соот-ветствии с передан-ными полномочиями | Снимает с себя вся-кую ответственность |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифи-цированных ра-ботников, ста-рается от них избавиться | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостатку собственных знаний | Все знает и умеет, гипертрофи-рованное самомнение | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения | Жестко формальный, необщительный | Дружески настроен, любит общаться | Боится общения, общается с подчи-ненными только по их инициативе, до-пускает фамильярное обращение |
Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровная манера пове-дения, постоянный самоконтроль | Мягок, покладист, иногда легковерен |
Окончание табл. 1.1 | |||
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Авторитарный (директивный) стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной, жесткой дисциплины | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказа-ние основным методом стиму-лирования, поощ-ряет избранных только по празд-никам | Постоянно использует разные стимулы | Использует поощрение чаще, чем наказание |
Таким образом, авторитарный стиль характеризуется жестким управлением, единоличным принятием руководителем всевозможных решений в коллективе, слабым интересом к работнику как к личности, неприятием неформальных отношений с подчиненными.
Демократический стиль является полной противоположностью авторитарному – он использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения.
Либеральный стиль опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчиненных, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.
Вся совокупность управленческих действий на любом уровне и в любой системе может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых действий, составляющих замкнутый цикл управления:
§ принятие управленческого решения:
– прогнозирование;
– планирование;
§ реализация принятого решения:
– организация;
– координация;
– регулирование;
– активизация;
– стимулирование;
§ контроль:
– учет;
– анализ.
В результате выполнения этого цикла человек выполняет ряд функций:
1. Планирование. В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи предприятия, необходимые для их решения материальные, финансовые и трудовые ресурсы и резервы, устанавливает сроки реализации поставленных целей, ответственных за их исполнение и самих исполнителей. Планирование позволяет менеджеру действовать осознанно, руководствуясь как долгосрочной перспективой, так и проблемами, возникающими в текущей работе.
Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, а отдельными менеджерами в определенных ею пределах применяются различные методы для достижения поставленных целей. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации (рис. 1.8):
– на высшем уровне осуществляется стратегическое планирование – долгосрочная перспектива на основополагающие составляющие организации;
– на среднем уровне проводится тактическое планирование – определяются промежуточные цели на пути достижения конечных результатов (стратегических целей и задач);
– на нижнем уровне организации происходит оперативное планирование – в оперативных планах создается система, при которой каждый работник направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
|
Все три типа планирования составляют общую систему – генеральный, общий или бизнес-план функционирования организации.
2. Организационная функция. Спланированные действия необходимо воплотить на практике, организовать их выполнение. Организация как функция управления (рис. 1.9) обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации (рис. 1.10). Она направлена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей: определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
Эта работа связана с созданием самой организации, ее структуры, управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией. Это решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок и сбыта и др. (рис 1.11).
3. Координация. В ходе организации как процесса возникает необходимость корректировать работу людей, координировать их усилия, обеспечивать необходимый ритм и последовательность выполнения трудовых операций. В этой связи координация является также функцией менеджмента.
4. Коммуникации. Управление в организации осуществляется через людей, ее составляющих. Очень важным инструментом управления является информация, стекающаяся к менеджеру. Передавая эту информацию и получая ответные сигналы на нее, менеджер организует, мотивирует и контролирует работу подчиненных. Процесс передачи информации от одного лица другому носит название коммуникации.
05 Функции менеджмента