Алгоритмы и тренинговая работа

Никто не сумел до тех пор пока создать метод воспитания души. Возможно, вследствие того что для каждой души он собственный, поскольку душа у каждого начинается по собственному особенному пути. Значит, психология – не наука? Наука, само собой разумеется, потому, что способна изучать неспециализированные закономерности, проявления и механизмы психики. Но в том месте, где психология соприкасается с живой конкретной душой, – в том месте она из науки преобразовывается в мастерство. А для мастерства, как мы знаем, главное правило – это приоритет исключений.

Живописец, создавший произведение искусства, при всем жажде не сможет передать ученикам метод создания действительно гениального произведения. Другими словами он, непременно, сможет поднапрячься и вернуть механическую цепочку шагов-действий, приведшую к созданию его собственного шедевра, сможет кроме того растолковать ученикам и вынудить их выучить эту цепочку наизусть. Но смысла в этом не будет никакого – по причине того, что, повторив эту цепочку, его последователи возьмут в самом лучшем случае совершенно верно такое же произведение. Лишь на свет покажется не новый шедевр, а копия уже имеющегося. А в этом случае об мастерстве – о настоящем мастерстве – речи нет.

Свидетельствует ли это, что в мастерстве нет методов? Очевидно, не свидетельствует. Решая любую личную задачу – в рамках собственной глобальной сверхзадачи, – живописец, как и ученый, пользуется определенными средствами, приемами, воображающими собой узнаваемые методы. Возможно рискнуть и высказать предположение, что создание произведения искусства либо научное открытие – это итог новой комбинации известных методов, умноженной на неожиданные трансформации в структуре какого-либо метода.

Совершенно верно так же происходит и в практической психологии. Из этого понятна специфика работы ведущего тренинговых групп, но, как и любого практического психолога: он обязан обладать большим числом разнообразных методов (способов, приемов) и мочь комбинировать эти методы в самых разнообразных вариантах в зависимости от событий его деятельности (запроса клиента, состава группы, изюминок отдельных участников, стадии группового процесса, последних политических новостей… направления ветра, в итоге). Но этого мало. В случае если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни мастерству, то получается, что творчество – это просто-напросто его опытная обязанность. Значит, психолог должен быть готов в любую секунду забыть привычный метод и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые.

Подобный уровень профессионализма достигается лишь на базе опыта и изначально заложенной способности к творчеству. Дабы виртуозно играться упражнениями и приёмами, нужно весьма глубоко понимать их суть, прочувствовать их, другими словами в каждом из них пройти миг переживания. Тогда каждое упражнение будет не сухим методом, схемой действий, пошаговым замыслом – а проживанием опыта, причем не только для участников группы, но и для ведущего. Живя упражнение любой раз вместе с группой, ведущий любой раз получает новый опыт. Это не парадокс: упражнения и психологические игры имеют необычное свойство, отличающее их от вторых способов структурирования времени, как сообщил бы Э. Берн, повторение которых не приносит ничего не считая скуки. Их содержание в любую секунду готово блеснуть новой, не виданной ранее драгоценной гранью, повернуться неожиданной стороной. Вы имеете возможность десятки раз применять одно да и то же упражнение в различных группах, кроме того практически не модернизируя его, и обнаруживать в нем все новые смыслы – эти прекрасные жемчужины для украшения личности.

Неисчерпаемость содержания психотерапевтических упражнений и игр именно и имеется площадка для запуска творческого фейерверка группового тренера. Тогда случается некоторый инсайт, и творчески примененный прием дает совсем не тот, что планировался ранее, но еще более грандиозный эффект. И ведущий ощущает крылья за спиной, видит результативность собственной работы и поймёт, что может сделать в собственном ежедневнике новую запись под скромной рубрикой методические находки.

Но для этого необходимо хорошенько освоить уже созданные методы, понять хотя бы часть скрытых в них смыслов, отработать их, заметить на практике, как они действуют как раз в ваших руках. И тогда – творите! Пользуйтесь взятым инструментом с целью достижения ваших целей, не забывая о главном принципе: НЕ НАВРЕДИ!

задания и Вопросы для самоконтроля

1. Скажите слово возможно либо запрещено в предложение: Созданные умелыми ведущими сценарии тренинговых занятий……… в точности тиражировать в любой группе. Объясните собственную точку зрения.

2. Из-за чего практическую психологию можно считать сферой мастерства? Согласны ли вы с этим мнением? В случае если нет, докажите обратное.

3. Из-за чего практическую психологию можно считать наукой? Согласны ли вы с этим мнением? В случае если нет, докажите обратное.

4. Вероятно ли в мастерстве использование методов? А в практической психологии?

5. Необходимо ли практическому психологу овладевать совокупностью способов, методик, приемов, техник, в случае если его основной инструмент – личная личность?

6. Как вы думаете, из-за чего во многих пособиях начинающему ведущему тренинга настоятельно рекомендуется все упражнения и психотехники сначала опробовать на себе?

Тренинги в колл центре: как разработать действенную программу обучения операторов?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector