Вопрос 16. теория и практика гармоничного воспитания человека в древней греции

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, выстроенную на всесторонности и принципах гармонии. Эти правила развивали в политико-этических трактатах Аристотель и Платон. Цели школьной совокупности образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие телесных сил и духовных юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек – центральна тема древнегреческого мастерства: в статуях героев и богов запечатлели живописцы канон совершенного людской тела; афинская драма представила цельные могучие характеры, сочетающие большой интеллект и нравственную чистоту, мужество, человечность и непреклонную силу воли.

в течении всей многовековой истории Эллады представители разных социальных групп и слоёв, приверженцы разных политических партий и систем – любой выдвигал собственный идеал человека. Но узкоклассовый темперамент концепции воспитания оставался неизменным: образования и практика воспитания и теоретические трактаты по этим проблемам касаются лишь привилегированного класса рабовладельческого общества – класса свободнорожденных. Из совокупности воспитания совсем исключаются угнетенные классы населения – рабы. Исходя из этого при теории воспитания и рассмотрении практики в древнем обществе нужно всегда иметь в виду, что речь заходит лишь о свободнорожденных гражданах рабовладельческого страны, о правящем классе рабовладельцев. Совокупность школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. В базе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. После этого шло знакомство с классиками греческой литературы – Гомером и Гесиодом. Душу мы, в первую очередь, совершенствуем, — говорит греческий автор Лукиан, — обучая юношей музыке, грамоте и счёту… после этого они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и нужные мысли.… Слушая о достойных деяниях и наградах, юноши понемногу вырастают душою, и ощущают рвение подражать им, чтобы потом и их прославляли и восхищались ими потомки, как мы восхищаемся предками благодаря творениям Гесиода и Гомера. По окончании чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению.

Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только вследствие того что знакомство с изречениями мудрецов и подвигами героев воспитывало этические качества, но и вследствие того что гармония и музыкальный ритм, как они полагали, приучали к упорядоченности в перемещениях, мыслях, в чувствах и в деятельности. В собственном проекте совершенного страны Платон, стремясь воспитать в гражданах мужество и суровую простоту, требует самого твёрдого контроля над музыкой. Он совсем исключает такие лады, каковые содействуют, согласно его точке зрения, чувственности и изнеженности, и разрешает в собственном стране потребление лишь двух ладов: того, что надлежащим образом воспроизводит ударения и звуки человека мужественного в армейском и всяком ратном деле, и того, что возможно использован в мирное время. Он настраивает человека функционировать при всех событиях мудро и умеренно. С не меньшей скурпулезностью отбирает музыкальные инструменты и Платон, допуская потребление в городе лишь кифары и лиры, а в деревне свирели. Греки осознавали музыку неизменно в соединении со словом, исходя из этого Платон требует тщательного контроля над поэтическими произведениями. Главным средством воспитания вычисляет музыку и Аристотель. Согласно точки зрения Аристотеля, музыка влияет на этику и человеческую психику, на моральные качества человека. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он дробит лады на этические (действующие на моральные особенности человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он показывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться. Музыке, как средству этического действия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. Так как кроме того одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические особенности. В это же время, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего аналогичного в себе не заключают.

Воспитание в Греции

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector