Психологические процессы и явления в малых социальных группах

Психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают, прежде всего, в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития психологических явлений и процессов, протекающих в этих общностях людей.

Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.

Малые группы

Малая группа – это группа, в которой есть эмоциональный контакт каждого с каждым; по численности малые группы от 3 до 15 человек. При численности выше 15 человек непосредственный эмоциональный контакт становится невозможен, и она разбивается на подгруппы.

Социально-психологические феномены малых групп:

— конформизм,

— групповая экстремизация (или сдвиг к риску),

влияние меньшинства,

— подчинение авторитету.

Конформизм – изменение поведения или убеждений под влиянием группы при внутреннем несогласии. Существует за счет группового давления, выражающегося в неприязни, насмешках и других санкциях (вплоть до физического воздействия). Процент конформистов зависит от пола, возраста, а также от профессиональной принадлежности и от численности группы.

Следующий феномен, наблюдающийся в малых группах, – эстремизация или сдвиг к риску. Он заключается в том, что группа принимает всегда более рискованные, т.е. экстремальные решения, чем каждый член группы. Существует за счет размывания ответственности.

Влияние меньшинства. Учитывается ли в группах, в которых благодаря конформизму царят единые нормы поведения и правила, мнение меньшинства? Доказательства того, что меньшинство может оказывать влияние на большинство, привел социальный психолог С. Московичи в «сине-зеленом эксперименте» Из этого эксперимента следует, что меньшинство способно изменять восприятие и суждение людей, входящих в группу; но меньшинство, чтобы быть услышанным, должно соблюдать определенные правила:

1) оно должно быть включенным в группу,

2) должно высказывать свое мнение неагрессивно.

В каждой группе с течением времени появляется лидер. Лидер – личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидер – элемент упорядочивания системы. Лидер в отличие от руководителя не назначается сверху, а выбирается самой группой. Кто же становится лидером?

Существуют ситуативная теория и теория черт, объясняющие кто может стать и становится лидером.

Согласно теории черт, лидером может стать человек, обладающий определенными чертами, например, стремление к доминированию, умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, предлагать решения, хорошее развитие волевых качеств, решительность. Однако с течением времени обнаружилось, что человек, обладающий этими качествами, не обязательно становится лидером. Вместе с тем лидером может стать и человек, не обладающий лидерскими качествами. Тогда возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой в разных ситуациях лидерами могут становиться разные люди, т.е. ситуация выбирает лидера.

Современные исследования показывают, что лидер – зеркало группы: какова группа – таков и лидер. Группа ждет от лидера:

1) выполнения целей,

2) безопасности.

Различают функциональных и эмоциональных лидеров. Первые ориентированы на достижение целей группы, а вторые сконцентрированы на эмоциональных отношениях внутри группы, они – полюс эмоционального притяжения.

Исходя из разобранных групповых социально-психологических феноменов, можно сделать следующие практические выводы:

1. Влияние группы – мощное средство воспитания, однако ее влияние не всегда идет на пользу личности.

2. Исследования показывают, что благоприятное или неблагоприятное положение люди занимают уже в начальный период своего пребывания в группе.

3. Положение человека в группе зависит не только от особенностей самого человека, но и от норм и стандартов, системы отношений, принятых в группе. Один и тот же человек в одной группе может оказаться в благоприятном, а в другой – в неблагоприятном положении. Выход из этого положения может быть таким: создание других групп (если это — воспитатель) или переход (если это — член группы) на основе нового вида деятельности. Это приводит к появлению новых лидеров и изменению системы ролей в группе. При этом у человека появляется шанс получить другой, более высокий статус в этой новой группе.

Лекция 8, Психология больших социальных групп, Андреева Г.М.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector