Философы древней греции о воспитании

Древнегреческая цивилизация дала миру много отличных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он покинул необычный свод правил нравственного поведения, смотревшихся на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовалось определенное познание философии Пифагора, дабы расшифровать конкретное содержание правил. К примеру, совет не ходи по дороге подразумевал рекомендацию не направляться быстро суждениям толпы. Правило уважай закон означало уважение к родителям, немногословие и сдержанность. Упражняясь в исполнении правила, ученики Пифагора часто выполняли обет долгого молчания.

Приведем пара пифагорейских изречений дидактической направленности: Верно осуществляемое обучение … должно происходить по обоюдному жажде ученика и учителя, Всякое изучение искусств и наук, если оно добровольно, то верно достигает собственной цели, а если не добровольно, то негодно и напрасно.

В пифагорейских братствах обучение и воспитание молодежи воображало собой прекрасно продуманную отлаженную совокупность. Сутки начинался с прогулки, дабы упорядочить и гармонизировать сознание. После этого в храме велось преподавание, исправление и учение нравов. По окончании обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Один из первых философов Старой Греции Гераклит (520-460 гг. до н. э.) высказал основательные педагогические идеи: об освоении и обучаемости нравственности как особенностях человека (всем людям разрешено познавать самих себя и быть целомудренными), о чувствах и разуме как орудиях познания, о разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познавать сущность, а не только факты (мудрость в том, дабы знать все как одно, многознание уму не научает) и др.

К первым философам Старой Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Философ придавал значение воспитанию и думал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: прекрасно мыслить, прекрасно сказать, прекрасно делать.

Демокриту принадлежат утверждения, появлявшиеся очень плодотворными для будущего. Философ думал, что не смотря на то, что воспитатель формирует и изменяет человека, однако его руками действует природа, потому что человек есть ее частицей — микрокосмосом.

Демокрит отмечал, как принципиально важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых своих родителей, не хотевших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество.

обучения и Процесс воспитания – тяжёлый, но признательный труд, что преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы…, воспитание перестраивает человека и формирует (ему вторую) природу.

Демокрит полагал, что основное не количество взятых знаний, а воспитание интеллекта. Многие всезнайки не имеют ума…, красива надлежащая мера во всем…, должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума.

Разглядывая обучение как тяжёлую работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении обучающихся. Если бы дети не принуждались к труду, они не обучились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что усиливает добродетель — стыду.

Но Демокрит рекомендовал получать педагогических результатов не одним только принуждением. Он предлагал вырабатывать рвение постигать малоизвестное, воспитывать ответственности и чувство долга: Нехорошее из того, чему может обучиться молодежь, – легкомыслие.

Идеи Демокрита предваряли становление взоров древнегреческих ученых-софистов (V-IV вв. до н. э.).

Софисты, т. е. мудрецы, предлагая собственные знания за определенное вознаграждение, были чуть ли не первыми опытными преподавателями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения мастерству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: математика, геометрия, музыка и астрономия, что в совокупности составило семичастную эн — киклос — пайдейу (энциклопедию), которая была предтечей программы семи свободных искусств, являвшейся знаком образованности впредь до Нового времени.

Первые софисты вычисляли своим главным призванием преподавание красноречия — риторики. По их суждениям, овладевая мастерством риторики, человек получает умение завоевывать на собственную сторону вывод большинства, т. е. угадывает суть неспециализированного блага.

Наибольшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением возможно назвать майэвтику (повивальное мастерство) – диалектический спор, подводящий к истине при помощи продуманных наставником вопросов.

Сущность педагогических суждений Сократа образовывает тезис о том, что основной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек есть обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит в первую очередь в устранении разногласия между личным и публичным бытием. И наоборот, сосредоточение на личных заинтересованностях, противопоставление их заинтересованностям собственных ближних ведет к дисгармонии и душевному разладу с обществом.

Сократ — один из основоположников учения о хорошей природе человека. Придавая особенное значение природной предрасположенности, Сократ видел самый верный путь для проявления свойств человека в самопознании: Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и светло осознаёт, что он может и чего он не имеет возможности.

Природные свойства человека Сократ связывал с правом на образование. Могучие духом…, в случае если возьмут образование…, становятся хорошими…, нужными деятелями. Оставшись без образования…, они бывают весьма плохими, вредными людьми.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. В то время, когда перед ним поднялся выбор, сохранить жизнь либо отказаться от таковой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал собственный учение в любой аудитории, будь то городская площадь либо аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как способа отыскания истины методом постановки наводящих вопросов — так именуемого сократического способа. Основной задачей наставника Сократ вычислял пробуждение замечательных душевных сил ученика. В таком повивальном мастерстве он видел главное назначение преподавателя. Беседы Сократа были направлены на то, дабы оказать помощь самозарождению истины в сознании ученика. В отыскивании истины наставник и ученик должны пребывать в равном положении, руководствуясь тезисом: Я знаю лишь то, что я ничего не знаю.

Беседы Сократа вызывали у слушателей особенный эмоциональный и интеллектуальный подъем. В то время, когда я слушаю его, сердце у меня бьется значительно посильнее… а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими вторыми, — так обрисовывал собственные впечатления ученик Сократа.

Известны имена учеников Сократа, высказывавших увлекательные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), есть автором первого древнего педагогического романа Воспитание Кира. Ксенофонт полагал, что образование возможно в первую очередь делом страны, которому направляться воспитывать идеальных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование эмоции справедливости.

Второй ученик Сократа — Антисфен (450-360 гг. до н. э.), основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании нужно в первую очередь приближаться к миру настоящих явлений. Главным способом воспитания он именовал пример наставника. Как особенную задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать лишения и трудности, ненавидеть мирские блага (пускай дети отечественных неприятелей живут в роскоши).

Ключевую роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый узнаваемый ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.). Философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях имеет не только мировоззренческий, но и педагогический суть. Люди в пещере прикованы к стенке, на которой видят только отражение сущего. Освободившись от цепей, они смогут узреть ослепительный свет истины. Следовательно, истины и достижение знания, — мучительный труд спасения от предрассудков и привычных пут.

Платон внес предложение широкую программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между общественным устройством и воспитанием.

Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в Диалогах Платона, его трактатах Государство и Законы. Основанное Платоном в Афинах учебное заведение — Академия — просуществовало свыше тысячи лет.

Педагогические суждения Платона выросли из его мира и философского видения человека. По Платону, жизнь -преходящий этап перемещения человека к подлинному бытию — неким умопостигаемым и бестелесным идеям. Жизнь обязана готовить человека к слиянию человека с подлинным бытием. Приобретение знаний, следовательно, есть процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет любой человек. Вот отчего столь громадное значение придавалось самопознанию.

Платон оценивал воспитание как наиболее значимый фундамент всей жизни человека: В каком направлении кто был вежлив, таким и станет, пожалуй, целый его будущий путь.

Воспитание, по Платону, нужно затевать с раннего возраста, поскольку во всяком деле самое основное — это начало, в особенности, в случае если это относится чего-то юного и ласкового.

Платон разглядывал воспитание как могучий, но не всесильный метод формирования личности. Педагогическое действие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино тень и свет, добро и зло.

Воспитатель обязан учитывать такие несоответствия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен в первую очередь наставник преклонных лет, т. е. человек, что стоит на пороге мира идей. Наряду с этим нужна тесная духовная связь между учеником и наставником (что потом стали именовать платонической любовью).

Платон потребовал разностороннего воспитания для всех, кто его имел возможность взять, будь то мудрецы либо солдаты.

В трактате Государство Платон, говоря об программе и идеалах разностороннего воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию. Он считает, что надлежит обеспечить для тела гимнастику, для души музыку. В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматриваются как подготовка к прохождению нового, высшего образовательного этапа . Данный этап делится на два долгих цикла – 10 и 15 лет. Обращение шла, так, о практически пожизненном воспитании, в программу которого включались только теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Мысль ввода в программу последнего воспитания трудовых навыков чужда Платону.

В трактате Законы Платон изложил собственные педагогические воззрения, в особенности выделив социальные функции воспитания — сделать идеальным гражданином, могущим справедливо подчиняться либо начальствовать.

В совершенном обществе, которое представлено в Законах, начальник дела образования есть первым лицом страны. Государство опекает будущих матерей, заботясь, дабы они вели здоровый образ судьбы. Платон провозглашает принцип общего необходимого (минимум трехлетнего) обучения: Стар и млад должны по мере сил взять образование. В программе он попытался соединить преимущества спартанского и афинского воспитания, выполняя наряду с этим золотую середину. Особенное внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, например, танцам и спортивным упражнениям.

Платон считает, что при обучении направляться обеспечить свободу призвания, т. е. учитывать индивидуальные склонности (сейчас это именуется разделением образования сообразно общественным потребностям и призванию человека). Я говорю и утверждаю, – подмечал в данной связи Платон, – что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, обязан с ранних лет упражняться… К примеру, кто желает стать хорошим земледельцем либо домостроителем, обязан еще в играх или обрабатывать почву, или возводить какие-то детские сооружения . И воспитатель обязан каждому из них дать маленькие орудия — подражания настоящим. Совершенно верно так же пускай он скажет им начатки нужных знаний, к примеру, строителя пускай научит измерять и пользоваться правилом, солдата ездить верхом и без того потом. Пускай он пробует направлять склонности и вкусы детей к тому занятию, в котором они должны потом достигнуть совершенства.

В программу общего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки при помощи работы с малыми инструментами — воспроизведением настоящих.

Программа аналогичного обучения была предназначена только для свободных граждан общества.

Очень привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, и принцип воспитывающего обучения (самым ответственным в обучении мы признаем надлежащее воспитание).

Не смотря на то, что Платон не покинул особых трактатов по воспитанию, в будущем его с полным основанием вычисляли выдающимся мыслителем в области обучения и воспитания. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особенным вниманием педагогики. И это закономерно. Так как Платон стоял у истоков разработки широкого комплекса неприятностей воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение. Особенно громадно влияние Платона на педагогическую идея европейской цивилизации. Раннее христианство видело в Платоне собственного идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее Платона, касавшейся разностороннего воспитания, наблюдался в эпоху ренесанса. Новое звучание идеи Платона об совершенном воспитании нашли в педагогических построениях ученых-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Необычная преемственность существует между идеями и педагогическими идеями Платона Ж.-Ж. Руссо. Желаете взять представление об публичном воспитании, прочтите… Платона, — писал Ж.-Ж. Руссо.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в собственных философских и педагогических трудах развил идеи преподавателя, но вместе с тем во многом занял противоположную этим идеям позицию (Платон мне приятель, но истина дороже).

Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Воспитатели еще более хороши уважения, чем родители, потому что последние дают нам лишь жизнь, а первые -хорошую судьбу.

Впредь до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в Афинской Академии. После этого три года был наставником Александра Македонского — будущего основателя огромной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей — знак всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы произведения были конспектами бесед, каковые философ вел со собственными учениками в Ликее.

Аристотелю была чужда тоска Платона по запредельному миру. Он полагал, что человек владеет в один момент душой растительной (она испытывает недостаток в питании и обречена на разложение), душой животной (эмоции, ощущения) и душой разумной — чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона, Аристотель трактовал бессмертие не как проявление личного, а как частицу вселенского, всепроницающего разума. Вот из-за чего в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, дабы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья — счастье — Аристотель видел в первую очередь в напряженной работе, направленной на постижение баз мироздания.

Аристотель заложил ответственные предпосылки воспитания и теоретического осмысления бытия, и обучения, как части этого бытия. Так, он заключил, что любая мысль есть внутренней сущностью вещей. не меньше серьёзна идея Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об неспециализированном.

Самый системно взоры Аристотеля на образование и воспитание изложены в трактате Политика.

Разглядывая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял эластичную позицию. Он считал, что с одной стороны, от хороших своих родителей может случиться только хорошее потомство, а с другой — природа обычно пытается к этому, но достигнуть этого не имеет возможности.

Аристотель придавал первостепенное значение публичному, национальному воспитанию. Он полагал, что любая форма государственности испытывает недостаток в соответствующем воспитании как в первой необходимости. Наряду с этим утверждалась целесообразность равного (однородного, тождественного) воспитания для свободного населения в совершенном стране.

Аристотель допускал домашнее воспитание в классических формах до 7-летнего возраста под началом отца. Но настаивал, дабы домашнее воспитание пребывало под присмотром чиновников — педономов, и отвергал самоустранение своих родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и время от времени — рисование.

Затевать воспитание школьника предлагалось с заботы о теле, а после этого заботиться о духе, дабы воспитание тела содействовало воспитанию духа. Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для тяжёлого процесса усвоения знаний. Придавая особенное значение для воспитания гимнастике, Аристотель в один момент быстро осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и ожесточённых физических упражнений, из-за которых дети преобразовываются в зверей. Гимнастика предназначена для создания красивого, а не зверя, — писал в данной связи Аристотель. Особенная роль в формировании красивого отводилась музыке.

Аристотель оказал огромное влияние на философскую и Средневековья и педагогическую мысль Античности. Его трактаты являлись учебными пособиями в течение многих столетий.

наука и Философия в Греции (рус.) История старого мира


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: