Уэ-2. проблема человека в философии и науке

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Проблема понимания сущности человека. Диалектика объективного и субъективного, биологического и социального в человеке. Социализация личности.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:антропогенез, антропология философская, индивид, индивидуальность, интериоризация, личность, направленность личности, родовая сущность человека, самосознание, свобода, смысл жизни, социализация, способности, темперамент, характер, человек, экстериоризация, Я-концепция.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:

1. Человек как предмет философского анализа.

1.1. Обратите внимание на проблему определения сущности человека в истории философии.

Вся история философии глубоко антропоцентрична, поскольку она, по сути, есть непрекращающаяся попытка определения сущности человека, его места в мире, отношения к миру, к самому себе и к другим людям. Проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему. Человек всегда был и остается загадкой для самого себя. Каждая эпоха открывает новые противоречия бытия человека, соответственно, каждое поколение, сталкиваясь с ними, стремится найти свое собственное решение, пытаясь их преодолеть. Потому Кантовский вопрос: Что такое человек? остается по-прежнему актуальным.

Можно по эпохам проследить эволюцию взглядов на сущность человека. Так, в античности человек мыслился как часть космоса, как малый мир, микрокосм, состоящий из тех же элементов что и все мироздание. Имеет место стремление к познанию, как макрокосмоса, так и микрокосмоса с целью сохранения гармонии между ними. Согласно средневековой традиции, человек, с одной стороны, есть высшее творение, образ и подобие Бога, наделенный искрой божественного разума. С другой стороны, человек есть вследствие грехопадения внутренне раздвоенное (между душой и телом) существо. Антропоцентризм Возрождения ставит человека на один пьедестал с Богом, утверждает веру в его безграничные творческие возможности. В Новое время сущность человека усматривается в его разуме, мышлении. «Я мыслю, следовательно, я существую» — вот девиз эпохи. В неклассической традиции сущность человека определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом. Сущность человека также усматривается в иррациональном переживании, страдании и отчаянии. В неклассической традиции можно встретить и антигуманистические концепции, утверждающие за человеком в качестве определяющего его сущность инстинкт агрессивности. В 20-ом веке также развивается самостоятельная школа, обозначенная как философская антропология. Главной своей задачей философская антропология считает восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.

В рамках философской антропологии можно выделить несколько разноплановых концепций, различным образом трактующих человека.Например, в биологической концепции человек представлен как существо недостаточное, поскольку у него не хватает инстинктов, он не закреплен в биологической организации, а, значит, лишен возможности вести исключительно естественное существование. Природа как бы предопределила его открытость миру и творческую способность к созиданию культуры. Педагогическая концепцияделает акцент на понятии меры жизни как критерии человеческого существования, а также определяет ряд угрожающих человеческому существованию факторов. Среди них безудержное стремление к успеху, растворение отдельного в массовом, деградация человека и превращение его в пустой объект. Воспитание же способности личности к самостоятельному суждению полагается в качестве спасательного средства.

1.2. Сравните два варианта классификации направленности идей о сущности человека.

А)

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ НАЗВАНИЕ СУЩНОСТЬ
Натуралистический Человек как элемент природы, ничем не отличающийся от других элементов природы.
Объективно- идеалистический Человек как форма проявления идеальной первоосновы, например, Абсолютной Идеи, или как персонификация божества.
Субъективно- идеалистический Делает акцент на бытии эмпирически данного индивида, человека, изолированного от связей с внешним миром.
Диалектико-материалистический Человек как базисный элемент многоуровнего общества, как существо социальное, историческое, предметно-деятельное.

В)

КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ ЧЕЛОВЕКА ПО МАКСУ ШЕЛЛЕРУ Первая идея человека Идея религиозной веры как сущности человека, божественного происхождения человека, его грехопадения, будущего спасения.
Вторая идея человека Идея homo sapiens, человека как носителя разума. Логос, сознание, дух возвышают человека над всем сущим. Человек несет в себе божественное начало, которого нет в природе. Это начало родственно Божественному Логосу. При этом учение может быть теистическим и пантеистическим.
Третья идея человека Человек как homo faber, человек работающий. Способность к мышлению не специфична. Между человеком и животными только количественные различия. Дух – это пассивное следствие, сопровождающее желания, потребности влечения человека. Истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие – это всего лишь знаки пользы или вреда вещи. Три системы влечений определяют различную сущность человека: продолжение рода, влечение к власти, влечение питаться.
Четвертая идея человека Идея о прогрессирующем homo sapiensе, homo faber, о падшем, но чающем обрести спасение. Неизбежность деградации человека от естественной жизни как сущность человека.
Пятая идея человека Человек как свободное нравственное существо – личность, как существо, не запланированное заранее, без помощи Бога. Молчание Бога – предпосылка свободы человека.

1.3. Акцентируйте внимание на основных положениях диалектико-материалистической концепции человека.

Человек – это продукт и субъект исторического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Генезис человека (антропогенез) напрямую связан с генезисом сознания человека (см. УЭ-2, пункт 2). Он есть единство природы и истории, продукт социальной среды, продукт определенной совокупности общественных отношений и одновременно их творец.

Труд есть естественное условие человеческой жизни. Он может осуществляться только в определенных общественных отношениях. Родовой сущностью человека является его включенность в различные формы социальной деятельности (общественно-историческую практику), содержанием которой является познание мира и егопреобразование. В процессе преобразования природы преобразуются общественные связи и отношения, соответственно, преобразуются условия существования человека, преобразуется и сам человек. Сущность человека в процессе общественно-исторической практики наполняется конкретно-историческим содержанием. В конечном итоге, человек воплощает в себе в сокращенном и обобщенном виде бесконечное разнообразие материального мира.

2. Обратите внимания на сущность философской проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

2.1. Определите основные направления в решении проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

Все философские попытки решения проблемы биологического и социального в человеке можно разбить на три направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное. В рамках биологизаторского направления имеет место абсолютизация биологической стороны в природе человека, что выражается в объяснении практически всех проявлений человеческой активности сквозь призму исключительно биологии человека. Здесь прямо или косвенно проводится идея, что между человеком и животными только количественные различия, что у человека не может быть целей, возникших вне его биологической природы. Человеческое сознание является устройством для выживания и воспроизводства, а разум есть всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства. Социологизаторское направление, напротив, настаивает не только на первостепенной важности социальной стороны в человеке, но и на ее уникальности в живой природе. Соответственно, за человеком отрицается проявление каких бы то ни было инстинктов, генетической детерминации, поскольку за всеми проявлениями жизнедеятельности человека утверждается исключительно социальный характер. Другими словами, поведение человека целиком и полностью определяется внешней средой. И, наконец, биосоциальное направление, получившее широкое распространение в современной научной литературе, фиксирует наличие телесного и духовного существования человека и принадлежность его одновременно к двум мирам — природно-биологическому и социальному, а также тот факт, что человек обладает двойной качественной определенностью, и его жизнь определяется двойной детерминацией (биологической и социальной). Этому направлению удалось избежать как панбиологизма, так и пансоциологизма в трактовке природы человека, поскольку оно последовательно развивает идею диалектического единства биологического и социального человеке.

2.2. Определите, в чем заключается диалектическая взаимосвязь биологического и социального в человеке.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Биологическое (телесность) в человеке первична. Человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов природы. Человек обретает свою человеческую сущность по законам общественного развития, только в пределах общества. Вне социальных условий ни одна природа не делает человека человеком. Существуют биологические основы социальности человека, например, большой период детства, позволяющий человеку научиться стать человеком. Человек изначально склонен к подражанию, любопытству, проявлению эмоций.
Морфофизиологические признаки организма человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством генетического механизма. С развитием социальности (науки, медицины, образования) появляется возможность улучшения биологической природы человека, например, возможность корректировки внешности, пола. Целенаправленное выявление природных задатков, их развитие до уровня способностей возможно только в обществе. Природа делает вызов, человек как существо социальное отвечает на этот вызов. Ущербность биологии человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности. Чем выше уровень социальности, тем выше биологический уровень.
Идет естественный отбор (эпидемии, генетические заболевания, стихийные бедствия и т.п.) Культ здорового образа жизни, вмешательство в наследственный аппарат на генетическом уровне, вакцинация населения способствуют увеличению продолжительности жизни, позволяют нейтрализовать естественный отбор. Развитые технологии делают возможным предвидение тех или иных стихийных бедствий и т.п., что способствует значительному снижению жертв среди людей.

4.1 Постановка проблемы сознания в философии — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector