Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с анализом уровня образованности школьников и состояния воспитательной работы за предыдущий период.
Раздел II. Организационные педагогические задачи
Раздел III. Основные направления и содержание работы с учащимися.
Раздел IV. Взаимодействие с учителями-предметниками.
Раздел V. Работа с родителями и общественными организациями.
Основное содержание разделов плана
Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с анализом уровня образованности школьников, состояние воспитательной работы за предыдущий период.
1 вариант:
а) состав класса (общие сведения, возрастной и половой состав, краткие сведения семейного влияния и авторитета родителей);
б) уровень развития учащихся (здоровье, нравственность, способности);
в) общение в классе (отношение друг к другу, к учителям);
г) актив класса (состав, авторитет, выборный или фактический, инициативность, самостоятельность и т.д.);
д) выделение групп как одаренных, так и педагогически запущенных детей.
2 вариант:
а) состав класса (общие сведения, возрастной и половой состав, краткие сведения семейного влияния и авторитета родителей);
б) Учение или отношение к учебной деятельности (познавательный уровень, общее развитие, особенности мышления, работоспособность, уровень усвоения программного материала на уроках, интересы, познавательная активность, количество учащихся, имеющих 2, 5, с одной 3 и т.д.; возможность улучшения успеваемости в перспективе причины по лучения 2»);
в) Общение или микроклимат в коллективе (есть ли в классе актив, выборный или фактический его авторитет, его инициативность, самостоятельность, взаимоотношение учащихся друг с другом, с учителями);
г) Здоровье (уровень физического развития, психолого-физиологическое состояние детей и т.п.):
д) Досуг (формы и содержание проведения досуга с учащимися, соответствие их интересам, склонностям и способностям);
е) Образ жизни (краткая характеристика социально-бытовых условий, отношение к материальным и духовным ценности
жизни, его гражданская позиция).
Раздел II. Организационно-педагогические задачи
Необходимо предусмотреть как перспективные, так и текущие задачи, исходя из перспективной (идеальной) цели — формирование гармонической, всесторонне развитой личности, и реальной — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные — возможности семьи, школы, общества, государственной власти. При выдвижении задач следует учитывать следующие материалы:
а) государственные и правительственные документы об образовании;
б) уровень развития учащихся класса;
в) выводы из анализа состояния воспитательной работы за предыдущий год.
Раздел III. Основные направления и содержание работы с учащимися (на примере 5 -6 классов)
Исходя из того, что основными составляющими личности школьника являются здоровье, нравственность, способности, следует выделить следующие направления работы классного руководителя: Здоровье. Общение. Учение, Досуг, Образ жизни.
Естественно, для каждой возрастной группы цели, задачи, формы и методы работы по этим направлениям будут несколько отличаться, в итоге ведя к совершенствованию личности ребенка, его развитию и саморазвитию.
Направление I. Здоровье
По этому направлению необходимо проводить беседы о значении физической культуры, спорта, туризма в жизни, труде и защите Отечества, знакомить с санитарно-гигиеническими правилами о соблюдении режима дня, питания и сна, правил личной гигиены и общественной санитарии; практиковать упражнения, соревнования, походы и экскурсии, в которых принимают участие учащиеся как внутри школы, так и вне её.
Совместно с родителями необходимо выработать оптимальный для данного ученика режим жизни и работы дома в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, количеством требующегося для него сна и отдыха.
Показателями могут быть результаты обследования учащихся школьным врачом и наблюдения родителей.
Направление II . Общение
Основными формами и методами по этому направлению могут быть: беседы о культуре общения, культуре поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях; просмотр спектаклей, кино и телепередач с последующим обсуждением; упражнения, деловые игры, тренинг по общению учащихся друг с другом, общению с учителями и родителями, поведению в общественных местах.
Показателями здесь могут служить отношения учащихся к своим сверстникам, педагогам, домашнему очагу, семье, родной земле.
Направление III . Учение
Включает: изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместную работу с малым педсоветом (общение с учителями-предметниками, завучем); организация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; проведение совместно с другими учителями внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся; выработка совместной стратегии и тактики помощи ребенку со стороны семьи; организация самообслуживания, учебной работы класса.
Направление IV . Досуг
Может включать, выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов, расширение познавательного интереса, кругозора класса (экскурсии, литературные, исторические, географические, математические, физические, спортивные и др. вечера, встречи, конкурсы, посещение кино и театров); помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать деньги на личные и общественные (школьные) нужды; организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе; обеспечение детям, не имеющих успехов в учебе, авторитета перед классом и другими учителями за счет демонстраций их достижений в другой сфере.
Направление VОбраз жизни
Включает следующие примерные виды деятельности: знакомство с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника, изучение особенностей его отношений с родителями; фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и устанавливает с ними рабочий (деловой) контакт. Это создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, а если необходимо, то и подключение компетентных лиц и организаций с целью оказания различной помощи или защиты прав ребенка.
Классному руководителю целесообразно вместе с ребятами позаботиться о красивой, уютной обстановке, вместе подумать о стиле классной комнаты (кабинета), наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимо использовать беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, организовывать дискуссии о назначении этикета, его роли в жизни общества и во взаимоотношениях человека с другими людьми
Раздел IV. Взаимодействие с учителями-предметниками
Включает целевые посещения занятий; организацию индивидуальной работы с учащимися, учителями-предметниками: организацию малых педагогических советов с целью выработки стратегии и тактики работы с одаренными детьми и запущенными в педагогическом отношении учащимися, так называемыми трудными, обсуждение характеристик и т.д.
Модели работы центров Защиты Материнства в примерах