Дизартрия. общие сведения

Е. П. Харченко, М. Н. Клименко

Дизартрия — собирательное обозначение синдромов искажений моторной речи, вызванных нарушением в мышечном контроле из-за фокальных, мультифокальных либо диффузных повреждений центральной и периферической нервной совокупности. Она обозначает нарушение в устной коммуникации из-за паралича, слабости и дискоординации речевой мускулатуры, что ведет к нарушению последовательности сокращения мышц, нужной для стремительного перехода от одного речевого звука к второму, и соответственно плавности речи, проявляясь в недостатках произношения. В плавности речи выделяют два нюанса: пространственный, который связан с формированием артикуляционного уклада, и временной, проявляющийся в переходе от одной артикуляции к второй. Неплавная обращение характеризуется медленностью артикуляционных перемещений, трудностями в удержании артикуляционной позы и в переключении артикуляционных движений. В большинстве случаев, дизартрия результат комплексных нарушений произношения, а не одного из его образующих физиологических компонентов, и в первой отечественной статье мы разглядим неспециализированные сведения об отдельных компонентах речевой продукции и последствиях их нарушений. Черта отдельных форм дизартрии является предметом рассмотрения следующей отечественной публикации.

Физиологические нюансы речи

Речевая продукция обеспечивается интеграцией дыхания, фонации, резонанса, просодии и артикуляции. Физиологически совокупность дыхания снабжает постоянное прохождение под соответствующим давлением через голосовые связки и гортань столба воздуха, создаваемого содружественной работой легких, грудной клетки, брюшных мышц и диафрагмы. Обеспечение дыхательных функций зависит от сохранности проводящих совокупностей, соединяющих центры продолговатого мозга с дыхательной мускулатурой. Одно из нарушений дыхания может проявляться в гипофункции, в то время, когда наблюдается понижение жизненной емкости легких, уменьшение количества выдыхаемого силы и воздуха выдоха. У детей значительно чаще гипофункция связана с болезнями легких, трансформациями формы грудной клетки, поражениями нервов, болезнями мышц и нарушениями жадно-мышечной передачи. Гиперфункция дыхательной совокупности связана со спастическими состояниями и появляется из-за асинхронной работы дыхательных мышц. Она характерна для церебральных и псевдобульбарных параличей. Выделяют кроме этого и смешанную дисфункцию дыхательной совокупности, проявляющуюся в нарушении координации дыхания. Так, при хорее либо дисгонии, характеризующихся гиперкинетическими нарушениями, отмечаются неожиданные трансформации мышечного тонуса, что приводит к резкой остановке вдоха либо выдоха и к паузам либо громкости голоса и изменениям высоты. Данный тип нарушения дыхания разрешает сказать только маленькими фразами.

Анатомическим субстратом для фонации помогает глотка. Трансформации длины голосовых связок, степени их подъема, напряжения и сопоставления, и положения хрящевых мышц и элементов определяют темперамент вокализации. Каждый человек имеет неповторимую базисную частоту колебаний голосовых связок при контролируемом прохождении потока воздуха через голосовую щель. Высота голоса зависит от базисной частоты колебаний голосовых связок и регулируется трансформацией длины и напряжения голосовых связок. Нарушение фонации появляется из-за неправильного сближения голосовых связок при поражении мышц, нервов и суставов гортани. В частности, поражение гортанного нерва вызывает гипофонацию из-за отсутствия схождения голосовых связок. При изгнании воздуха через незакрытую голосовую щель теряется чистота тонов музыкальных звуков и дыхание делается шумным. Избыточное сведение голосовых связок ведет к гиперфонации (псевдобульбарный паралич, дистония, поражения мозжечка), что проявляется в увеличении высоты голоса, что делается сдавленным и напряженным из-за громадных упрочнений при его образовании. Смешанный тип нарушения фонации сочетает показатели гипер- и гипофонии: шумное дыхание, неотёсанный либо хриплый оттенок голоса. Oi 1 отмечается при структурных трансформациях голосовых связок, вызванных, к примеру, полипами или воспалением.

Резонанс анатомически обеспечивается носоглоткой и ротоглоткой, но в реализации данной функции принимают другие отделы и участие дыхательных путей. Подглоточное пространство как голосовой тракт является камерой в которой разные гармоники базисной частоты резонируют, создавая более сложные и насыщенные звуки. Различают ротовой и носовой резонанс. Так, в норме первый характерен для звучания «м», а второй — для звучания «б». Вариантами трансформации резонанса с носовым оттенком при трансформациях голосового тракта выше гортани является его усиление или ослабление. Первое появляется при небно-глоточной недостаточности либо слабости мягкого неба, в то время, когда избыток воздуха выходит через полость носа. Уменьшение же носового оттенка голоса отмечается при открытости носоглоточного пространства, в то время, когда воздушное пространство рассеивается через рот в ходе беседы. Наряду с этим назальные согласные приобретают сходство с неназальиыми парными согласными, а гласные звуки приобретают смазанный либо приглушенный темперамент.

В обеспечении артикуляции участвуют губы, зубы, щеки, язык, нижняя челюсть и мягкое небо. В сочетании с положением губ, зубов и формы изменения рта и языка размеров снабжают произнесение различных фонем — различительных единиц звукового строя речи. В случае если согласные формируются при той либо другой степени закрытия голосовых дорог, то гласные образуются при довольно открытом голосовом тракте. Нарушение артикуляции может проявляться в виде гипофункции, характеризующейся слабостью, понижением количества либо замедленностью перемещений, или гиперфункции в виде мышечного гипертонуса, или нарушением координации перемещений анатомических элементов, снабжающих артикуляцию. При генерализованном нарушении артикуляции отмечается искажение звучания всех либо большинства фонем, что значительно чаще характерно для поражения центральной нервной совокупности. При локальных структурных патологических процессах либо повреждении одного либо более нервов наблюдаются своеобразные нарушения артикуляции, затрагивающие звучание отдельных групп фонем. Нафиниш, нарушения артикуляции смогут проявляться в неточностях: пропуски, искажения, замещения фонем либо включения добавочных фонем.

Просодия снабжает метрические структуры речи и характеристики элементов и разрешает передать дополнительную смысловую нагрузку, изменяя высоту голоса, интонацию, ударение, темп и ритм речи. Ее нарушение появляется благодаря дискоординации дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного компонентов речи и проявляется в первую очередь в трансформации темпа и ритма речи: ускорение, замедление либо непостоянство артикуляции, наличие маленьких пауз, трансформации соотношений указанных нарушений; От изменения нарушения ударений в словах, предложениях и фразах или трансформации интонации искажается суть высказываний. Просодические нарушения особенно свойственны для мозжечковой и гипокинетической дизартрии, и для правополушарных поражений.

Управление речью

В управлении речью выделяют центральный (верхний) уровень (подкорковые образования и кора мозга) и нижний уровень — периферический отдел нервной совокупности (спинной мозг и черепно-мозговые нервы). Использование способов нейровизуализации продемонстрировало сложность совокупности мозга, управляющей артикуляцией. Различными авторами чаще всего отмечается вовлечение в данный процесс следующих областей: билатерально вентральные моторные и сенсорные области, правая дополнительная моторная кора, медиальный правый и левый мозжечок, билатерально таламус, правый средний мозг. Все эти области известны как часть центральной моторной нервной совокупности, быть может, они важны за планирование и выполнение артикуляторных перемещений. Реже отмечается активирование 5 вторых областей: задняя часть правой нижней фронтальной извилины, левая орбитальная извилина, билатерально задняя часть языковой извилины, задне-медиальная часть височной веретенообразной извилины. гласные и Согласные, как строительные блоки слов, функционально разны и вовлекают разные области мозга. Способами нейровизуализации найдено кроме этого, что различные фонемы (слоги) кодируются в разных отделах коры безотносительно к семантическому содержанию делаемых текстов. Для объяснения различий процессинга мозгом согласных и гласных высказано предположение, что в случае если ключевая роль согласных вырабатывать лексику, то ключевая роль гласных пребывает в идентификации класса ритма определенного языка, и своеобразных особенностей его синтаксических структур. Это предположение основывается на том, что изменение гласных затрагивает продолжительность, интенсивность и тон, каковые о разной степени важны за просодию, тогда как изменение согласных связано с местом артикуляции и различными способами, что есть решающим в обнаружении слов при постоянной речи. Потому, что согласные и гласные представлены в коре мозга в различных областях, то презентация одной из них возможно повреждена, тогда как вторая остается интактной, что и подтверждается обнаружением избирательной дисграфии на гласные или согласные у больных с поражениями коры мозга.

Вовлеченность обоих полушарий в фонетическое кодирование и артикуляцию и само множество областей мозга, осуществляющих эти функции, разрешают растолковать их уязвимость и нередкую встречаемость дизартрии, и дислалии — второй формы нарушений речи, проявляющейся недостатками произношения при сохранной иннервации и нормальном слухе речевого аппарата. Поражение разных областей коры может служить причиной и апраксии, которая воображает нарушение целенаправленной двигательной активности в отсутствии элементарных моторных нарушений (паралич, парез, утрата чувствительности, гипокинезия, атаксия). Она может проявляться избирательно или комплексно в нарушении профессиональной деятельности, инструментальных бытовых навыков, конструктивных свойств, символических перемещений, навыков самообслуживания, и речи, в частности произношения. Симптоматика корковой формы дизартрии, дислалии и апраксии речи частично перекрывается, что неудивительно, потому, что происхождение их связано с поражением коры мозга.

Заключение

Неправильное произношение отдельных фонем может сберигаться у ребенка в течении долгого периода, но к 5 годам обращение в большинстве случаев делается верной. Стойкость же недостатков произношения при отсутствии анатомических аномалий в артикуляторном аппарате возможно обусловлена или дизартрией, или дислалией, или апраксией речи из-за нарушений различных отделов мозга. Мозаика нарушений мозга, в особенности связности между разными его областями и согласованности их функционирования, возможно весьма пестрой, обусловливая проявление сложных трудности и языковых синдромов их коррекции, и сочетаться нарушениями функционирования других систем организма, воздействуя на развитие и рост ребенка. Исходя из этого речевые нарушения направляться принимать родителям, врачам и воспитателям как сигнал о необходимости внимательного и всестороннего обследования ребенка, с тем дабы как возможно раньше организовать упрочнения по их устранению.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector