Специфические особенности развития познавательной сферы у детей с нарушенной слуховой функцией

2.1. Особенности восприятия у детей с нарушениями слуха.

Чувство — это психологическое отражение отдельных предметов и свойств объективного мира, появляющееся при их действии на рецепторы. Восприятие — отражение предметов, событий и ситуаций, появляющееся при ярком действии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов эмоций в совокупности их особенностей, их целостности. Восприятие имеет деятельный саморегулирующий темперамент. Его активность реализуется благодаря участию двигательных компонентов — перемещений периферических частей анализаторов, перемещений тела либо его частей. Все перемещения, включенные в акт восприятия, имеют значение для анализа влияющих раздражителей, их синтеза в целостный образ предмета. Успешность восприятия определяется прошлым и протекания конкретными условиями деятельности опытом. [1]

Чтобы зрительное восприятие имело возможность выполнить собственную роль в воспитании и развитии детей с нарушениями слуха, им нужно обучится руководить. А для успешного развития зрительного восприятия у детей с нарушениями эффективного управления и слуха им необходимо знать его особенности.

Изучение узнавания процесса предметов и скорости восприятия глухими и слышащими детьми было выполнено К. И. Вересоцкой. Скорость процесса восприятия, у детей с нарушением слуха, исследовалась кроме этого Х. Майклбастом и М. Браттеном[9] .

В следствии изучений стало известно, что скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих детей, им требуется больше времени, чем слышащим, дабы заметить в изображении предмета те показатели, по которым делается вероятным воссоздать предмет в целом. Лучше воспринимались детьми с нарушением слуха привычные предметы, из этого следует, что скорость зрительного восприятия зависит от прошлого опыта детей. Отличие в скорости существенно отличается при восприятии малознакомых предметов.

Так, зрительное восприятие у детей с недочётами слуха формируется кроме этого как и у слышащих. Отсутствие слуховых восприятий и ощущений, замедленное овладение устной речью, создают особенные условия для развития зрительного восприятия. Оно не господствует, его необходимо развивать.

У детей с нарушениями слуха верное восприятие пространственно-временных взаимоотношений предметов, изображённых на картинах, складывается более медлительно, чем у детей развивающихся нормально. Те трудности, каковые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необыкновенных положениях, в контурных изображениях, полностью обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха еле узнают изображенные предметы, если они частично заслонены вторыми, поменяны по величине, окраске и форме по законам линейной и воздушной возможности, если они имеют нужную форму, в то время, когда изображается отдельный момент перемещения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих.

не меньше ответственное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха отмечается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении принимаемых предметов, в установлении верных взаимоотношений сложного его частей и целого, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинах. Практическое изготовление разных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и синтез и многосторонний анализ. Всё это делает зрительное восприятие более узким и дифференцированным.

У глухих детей позднее формируется восприятие объёмной контура и формы. Развитие восприятия объёмной контура и формы предмета происходит в ходе сотрудничества зрительного анализатора с кинестетическим, дети познают другие формы (брусок, цилиндр, куб и т. д.). Кроме этого конструктивная деятельность содействует формированию пространственных взаимоотношений. Дети с нарушениями слуха изготавливая картину, обучаются выделять три замысла. На третьем – находятся самый удалённые предметы, следуют более мелкие, по размеру, каковые смогут быть частично закрыты предметами первого и второго замысла. На занятиях по конструктивной деятельности употребляются разные разработки, к примеру на развитие процесса осязательного восприятия (ощупывание предмета, не видя его, игровые обстановки)[2] .

Так, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных особенностях предметов, позднее начинают с ними функционировать. Отсутствие полноценного общения со взрослыми, трудности управления предметными действиями ребёнка задерживают деятельности и развитие восприятия.

В случае если же обучение детей с нарушениями слуха конструированию ведётся без учёта их изюминок, по аналогии со слышащими, оно даёт низкие результаты. Не обращая внимания на то, что дети овладевают техникой конструктивной деятельности, их постройки бедны по содержанию. И, конечно, не хватает обладая речью, дети не смогут конструировать по словесной инструкции.

В зависимости от степени нарушения слуха зрительное восприятие устной речи дополняется слуховым. Компенсация потерянной либо нарушенной слуховой функции, происходит в условиях особого развития вторых

видов чувствительности. Громадное значение имеет особое обучение детей с недочётами слуха.
Громаднейшими компенсаторными возможностями владеет наименее страдающий анализатор, терпящий меньший ущерб в собственном развитии из-за бездеятельности пораженного.

Зрительное восприятие неслышащих детей, лишенных слуха с рождения, начинается в особенных условиях – отсутствия связей между слуховыми и зрительными действиями и в условиях задержки в формировании речи, что ведет к определенному своеобразию в развитии зрительного восприятия: понижению скорости восприятия, его обедненности, неполноте синтеза и анализа принимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных взаимоотношений, трудностям опознания предметов, принимаемых в необыкновенном ракурсе.

Имеются разные примеры, показывающие, что слуховое восприятие базируется на базе ассоциаций, связей между понятиями[8] .

У детей с нарушением слуха эти ассоциативные цепочки звуковых атрибутов не образуются, процесс формирования связей затруднен.

Внутренний мир слабослышащих во многих случаях имеет намного меньшую размерность, чем внутренний мир слышащего. Для расширения собственного внутреннего мира глухому, за счет затрудненности формирования связей между понятиями, приходится прилагать намного больше упрочнений, чем слышащему. Этим возможно растолковать меньшую когнитивную свойство людей, глухих от рождения. Одновременно с этим позднооглохшие люди сохраняют свойство к формированию новых знаний на базе имеющихся. Двигательные ощущения детей с нарушениями слуха.Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормальнопо формированию перемещений. Согласно данным А.А. Венгер,Г.Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, 70 % детей позднее срока начинают держать головку, позднее, чем положено, начинают сидеть, находиться и ходить. Задержка ходьбы отмечается у 50 % таких детей.
Некая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, не хватает неуверенность движений и точная координация, довольно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у большинства детей с недочётами слуха в течении всего дошкольного возраста.Согласно данным Ж.И. Шиф, на первом году обучения в школе у глухих детей скорость двигательной реакции заметно снижена по сравнению со слышащими сверстниками. К 14 годам она практически не отличается от такой у слышащих, т.е.за время обучения скорость перемещений возрастает. Для детей, имеющихнарушения слуха, характерно более медленное овладение двигательными навыками.Утрата слуха формирует непростые условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль оказывает помощь выработке четких плавных и размеренных перемещений, его отсутствие ведет к трудностям в ихформировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет повышения роли зрительного,
тактильно-вибрационного и двигательного восприятия. Для ее успехи
необходимо заботиться о развитии у таких детей двигательного контроля за качеством собственных перемещений. Компенсация отсутствующего слухового контроля у глухих детей может совершаться за счет повышения роли кожной чувствительности и зрительного восприятия.Громадное значение имеет развитие фактически кинестетического контроля за качеством перемещений. Громадна роль двигательных ощущений в овладении глухими устной речью – они являются для детей и взрослых единственным средством самоконтроля за произношением, потому, что при исправлении неправильного произношения глухой обычно может опираться лишь на те ощущения, каковые приобретает. [7]
Своеобразные изюминки развития двигательных ощущений детей с
недочётами слуха вытекают из структуры нарушения и связаны
с отставанием в формировании межфункциональных сотрудничеств.

У детей с недочётами слуха наблюдаются:

  • не хватает неуверенность движений и точная координация
  • замедленность в овладении двигательными
  • трудности в овладении статического и динамического равновесия
  • синхронности движений и нарушение плавности
  • низкий уровень пространственной ориентировки
  • замедленная скорость исполнения отдельных темпа и движений в целом [6]

Так, анализ восприятия развития и особенностей ощущений у детей с нарушенным слухом говорит о том, что у них отмечается определенная закономерность развития этих процессов, которая характерна дефицитарного нарушения – асинхрония, что проявляется в различной степени недоразвития одних совокупностей восприятия(двигательная чувствительность,
осязание) при более большом уровне развития других систем восприятия(зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).

Особенности национальной охоты (фильм)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector