Первый вопрос. роль двигательной активности в развитии чувствительности. практические (испольнительные) и познавательные действия.

Первая часть этого вопроса – какова роль движений, двигательной активности в развитии органов чувств? Это старинная проблема. Её обсуждают в плане проблематики врожденного и приобретенного восприятий. И в плане проблематики теоретической. Скажем, что такое вообще активность субъекта. Здесь будет показано несколько видов активности.

Субъект, конечно, должен быть активным для того чтобы он развивался психически. Но что означает эта активность? Первый и самый простой пример позволяет понять активность буквально, как двигательную. Не обязательно связанную с движениями органа чувств, но всего организма.

Первый вопрос. роль двигательной активности в развитии чувствительности. практические (испольнительные) и познавательные действия.

Есть опыт в психологии восприятия с новорожденными котятами. Исследователь – Хэлд (Held). Новорожденные животные содержатся в условиях полной сенсорной изоляции (полной темноты). Нет возможности что-то наблюдать и органы чувств пока не развиваются, перцептивные возможности не раскрыты. Содержим котят в таких условиях и далее делим на две группы. Оба котенка будут видеть одно и то же. Они будут двигаться вокруг барабана нечто вроде карусели с черно-белыми полосами. Котята по обе стороны барабана имеют возможность двигаться. Но один котенок сидит в корзинке, а другой тоже в корзинке, но без дна и этот второй как бы возит первого котенка, вращая барабан. После этого измеряют пороги чувствительности. И у второго котенка она оказывается более высокой.

Второе чуть более точно. Здесь речь идёт об активности самого органа чувств. Здесь хотя бы коротко надо обратиться к истории психологии восприятия. Есть вопрос, который изучался, обсуждался всегда. Это один из вечных вопросов в психологии восприятия. Выделялись две теории – рецепторная и рефлекторная.

Рецепторная теория воспрития означает, что орган чувств рассматривается лишь как рецептор. Лишь как некий приемник внешних стимулов. А рефлекторная теория. Физиолог Сеченов уже рассматривал орган чувств не только как рецептор, но и как некую функциональную систему, куда включаются и чувствительная поверхность, рецепторная и двигательная часть, связанная с мышечным обеспечением органа чувств. Глаз не только сетчатка, но и двигательный орган.

У рецепторной теории есть один яркий представитель – Мюллер. Известен прицнип специфических энергий[446]Мюллера. Иногда это называют и законом. Этот принцип имел фактические основания и может быть выведен как некий логический закон. Большая посылка: есть факты, различные энергии у одного и того же органа чувств вызывают различные ощущения, одна и та же энергия по-разному воспринимается различными органами чувств. Малая посылка: орган чувств – есть рецептор. Всякий орган чувств обладает специфическими энергиями (способами кодирования).

Если у каждого органа чувств свой способ кодирования, то значит мы не верно отражаем мир. Речь идёт об адекватности восприятия, отражения действительности и т.д. Но принцип Мюллера имеет существенные ограничения. Он верен только тогда, когда мы рассматриваем уже сложившийся орган чувств, развитую чувствительность, орган уже прошёл определённое развитие, конечный результат. Рассматриваем функционирование органа чувств, рецептора и не рассматриваем проблему развития органа чувств.

А.Н.Леонтьев, Н.А.Бернштейн и многие другие авторы критиковали данный принцип. Критиковать можно эмпирически и теоретически. Эмпирически нужно включить в факты не только то, что различные энергии вызывают одни и те же ощущения и … но Сюда же включаем факты синестезий, взаимодействий органов чувств. Эти факты рассматриваются теми, кто занимается историей развития, эволюции органов чувств.

А теоретически – орган чувств надо рассматривать в целом. Орган чувств – это не просто орган отражения реальности, но и продукт эволюции, приспособления к окружающей среде. И в результате получается другое. У Мюллера то, что каждый орган кодирует – это результат. Но у результата есть своя история развития – эволюционный процесс. Органы чувств лишь постепенно дифференцируются.

Гипотеза Леонтьева – уподобления. Орган чувств метафорически как бы уподобляется исследуемому объекту. Повторяет форму объекта, уподобляется форме отдельным свойствам объекта в своих движениях. Таковы обследовательские движения руки, движения глаз при обследовании.

У Берклибыл аргумент, что осязание идёт перед активностью. У пациентов после лечения катаракты зрение несовершенно в перцептивном смысле, в смысле распознавания образов. Вижу первичный материал, но не выделяю образ до тех пор, пока не обследую осязательно. Когда объекты ощупаны они начинают видеться.

Следует пометить и противоположные факты. Беркли рассматривал случаи, когда зрение появляется не сразу после рождения. Но когда речь о нормальном перцептивном развитии, то закономерности совсем другие. Если показать ребенку предмет той или иной формы, то его хватательный движения совершаются в соответствии со зрительным образом.

В учебнике по психологии восприятия есть примеры опытов со зрительным пленом. Какой-то объект можем осязать, но видим его искаженно. Возникает соревнование между зрением и осязанием. И зрение побеждает осязание. Это доминирование и есть третье понимание активности, которое сегодня имеется ввиду, когда говорят об собственно-перцептивной активности восприятия.

Собственно-перцептивная активность. Р. Грегори(«Глаз и мозг», «Разумный глаз»). Само словосочетание характерно, разумный глаз, совершающий некую поисковую активность. Используется также термин гипотеза. Предъявляют объект, который мы никогда не видели. Тогда перцептивная активность заключается в порождении объект-гипотез. Например, астрономы наблюдали планету Сатурн и в рисунках объектно отражали свои гипотезы.

Завершим первую часть вопроса одной демонстрацией перцептивной активности. Бытово говоря, перцептивная система не любит однообразия. Здесь интересна иллюзия Уоллаха.

Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных УУД

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector