Рынок транспортных услуг и его особенности

Рынок как экономическая категория выражает систему стабильных, постоянно воспроизводимых отношений (производственных, экономических, технологических и др.) между различными субъектами, действующими на нем, опосредованную механизмом стоимости, товарно-денежными отношениями, ценообразованием, спросом и предложением и другими элементами сферы обращения продукции (услуг).

Транспортное производство выступает как:

  • объект рыночных отношений, от эффективной деятельности которого зависит нормальное функционирование и развитие всех обслуживаемых транспортом отраслей экономики, предприятий, их объединений и комплексов;
  • субъект регулируемых рыночных отношений, особенно при формировании спроса на перевозки и распределении их между взаимодействующими видами транспорта, при установлении взаимовыгодных хозяйственно-правовых отношений между транспортом и грузовладельцами, транспортом и пассажирами.

Транспортный рынок можно определить как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций), которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услугу) [18].

По своей рыночной характеристике транспортный рынок является в основном олигопольным, представляющим крупные транспортные компании универсального типа, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров (кроме трубопроводного транспорта).

В настоящее время особенностями транспортной сферы являются:

— наличие конкуренции между производителями услуг не только внутри одного вида транспорта, но и между разными его видами;

— значительные различия в структуре и объемах необходимых инвестиций для создания бизнеса и поддержания его «на плаву»;

— достаточно высокие уровни бизнес-рисков;

— частичное сохранение нерыночных методов регулирования цен;

— высокая сезонность спроса на услуги (в ряде случаев) и др.

Основным видом услуг в сфере транспорта является физическое перемещение пассажиров и грузов из одной точки пространства в другую, которое характеризуется ценой, временем ожидания услуги, длительностью транспортировки, условиями безопасности и пр.

Сопутствующие услуги могут осуществляться до собственно процесса транспортировки, во время нее, после окончания. Спектр услуг постоянно изменяется, в том числе в рамках адаптации к условиям рынка. Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства, а также опосредующим потребление. Услугу также можно определить как деятельность, связанную с обменом стоимостей и направленную на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторый материальный продукт.

Особенностями услуги транспорта являются:

1. услуга не может существовать вне процесса ее производства, следовательно, накапливаться;

2. продажа услуги — это, практически, продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги — это качество самого процесса труда;

3. услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке;

4. на услуги существуют значительные колебания спроса как во времени, так и в пространстве;

5. существенное различие качественных характеристик транспортной услуги (скорость, условия доставки, сохранность, уровень обслуживания и т.д.);

6. предложение услуг отличается малой гибкостью в приспособлении к спросу, изменяющемуся во времени и в пространстве;

7. создание дополнительной провозной способности для беспрепятственного удовлетворения спроса связано с дополнительными трудностями.

8. транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания неравномерности и особенно пиков спроса;

9. специфика разных технологий организации транспортной услуги.

Услуги транспорта определяются как вид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей при наличии необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Спрос на услуги железнодорожного транспорта определятся развитием в регионе других видов транспорта, степени их интеграции в единую систему, уровнем тарифов различных видов транспорта, качества услуг, предоставляемых потребителям предприятиями различных видов транспорта.

«Транспортная услуга может быть определена как транспортный товар. Единица транспортного товара – это целостный обособленный процесс или отдельная законченная перевозка, которая может быть охарактеризована рядом признаков, отличающих один товар от другого» [18].

Под услугой на транспортном рынке подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением (например, упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т.д.), то есть сопутствующие работы и услуги, оказываемые транспортными организациями. Перевозка грузов является основным видом услуг. В качестве дополнительных услуг транспортных организаций можно выделить:

— погрузо-разгрузочные услуги;

— услуги по хранению грузов;

— услуги по подготовке грузов к перевозке;

— предоставление подвижного состава в аренду;

— транспортно-экспедиционные услуги;

— другие дополнительные услуги (информационные, страхование и др.).

Транспортным предприятием считают все те предприятия (начиная с места возникновения транспортного процесса перевозок), на которых возникает продукция, непосредственно участвующая в последующих звеньях и этапах до окончания перевозок. Для оценки экономической деятельности железнодорожного транспорта может быть выбран в качестве «транспортного предприятия» территориальный филиал (железная дорога), однако в этом случае необходим отраслевой подход, обеспечивающий комплексную оценку эффективности работы от профильной структурной единицы до дорожного уровня (по конкретному хозяйству).

Одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы транспортных компаний на транспортном рынке является предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг, что способствует повышению их конкурентного статуса при оптимальном сочетании стоимости и качества данных услуг.

При рассмотрении качества услуг транспорта необходимо учитывать, что:

  • потребности потребителя четко обозначаются (в иных случаях предполагаемые потребности устанавливаются и определяются с помощью маркетинговых исследований);
  • потребности потребителя могут изменяться со временем, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований и пересмотра требований к предоставляемым услугам;
  • потребности обычно выражаются в свойствах и количественных характеристиках этих свойств (функциональная пригодность, безопасность, эксплуатационная готовность, надежность, экономические факторы, защита окружающей среды и т. п.).

Потребности общества в перевозках включают абсолютную, действительную и платежеспособную потребность его субъектов. Для характеристики этих понятий используют понятие условия транспортного обслуживания, которое представляет для каждого потенциального клиента в определенном месте определенное сочетание основных компонентов:

— транспортная ситуация — это характеристика фактических возможностей видов транспорта в осуществлении перевозки в определённом месте определённого качества, в заданном направлении, в определённый момент времени;

— провозная способность — это способность вида транспорта к осуществлению перевозок определённых объёмов в конкретном направлении, определяемая наличием и мощностью постоянных устройств, уровнем использования подвижного состава;

— тарифная политика — это система правил, регулирующих взаимоотношения государства, потребителей и производителей продукции транспорта с целью возмещения расходов и обеспечения расширенного воспроизводства.

Абсолютная потребность в перемещении определяется исходя из рациональных норм потребления, идеализированных свойствах продукции транспорта: идеальной транспортной ситуации, неограниченной провозной способности и нулевых тарифах.

Этапы превращения потребности в перемещении в продукцию транспорта представлены на рисунке 1.1[17].

Тренды рынка транспортных услуг

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector