Во-первых (это главное), надо определить, есть ли в вопросе достаточно данных, чтобы построить логическую либо ассоциативную цепочку или как-то иначе выйти на ответ.
Лучший курс года |
Лучшим курсом 2011 года от KURSY.RU по результатам опроса выпускников признан курс Вольная журналистика. Выпускники курса сегодня публикуются в известных российских и западных журналах, работают редакторами и пресс-секретарями, на их счету победы в конкурсах журналистов… Подробнее |
Иными словами, можно ли взять вопрос. Как это сделать? Попробовать построить такую цепочку самому. Например, если я попрошу назвать имя-отчество самой известной из живших в позапрошлом веке русских женщин, путём простого перебора и сопоставления знаний команда сможет выйти на то, что из россиянок XIX века решительно все знают (да ещё и по отчеству), пожалуй, только нянечку Саши Пушкина. Почему не Анна Петровна Керн? – спросите Вы. Да потому, что у Арины Родионовны будет огромный отрыв за счёт детей, которые уже знают её, но не читали про мимолётное виденье – и до этого тоже можно дойти головой. Если я спрошу, почему советских футболистов Галимзяна Хусаинова и Мирджалола Касымова прозвали в США грозой телекомментаторов, можно оттолкнуться от их имён – а что мы ещё о них знаем? – и понять, что американцу такие слова на трезвую голову просто не выговорить. А вот если я спрошу, что на Руси считали не дюжинами и не пудами, а гнёздами – боюсь, никакая логика не поможет Вам понять, что это стрелы (хотя если добавить в вопрос упоминание о том, что эти вещи, хоть и не птицы, обладали перьями, вопрос станет берущимся и даже достаточно лёгким).
Если взять наши вопросы, то мы увидим, что в вопросе про Difference Engine функция принтера вообще никак не следует ни из названия, ни из области применения, ни из имени создателя. Взять этот вопрос, в сущности, нельзя. В вопросе про взорвавшийся передник выкрутить ответ можно только из смеси серной и азотной кислот – если Вы химик и знаете, что такое нитрующая смесь и для чего её используют. А если не знаете? Кранты, вопрос превращается в гроб. И, наконец, второй вопрос про слоновую кость, вопрос про Вольтера и вопрос про черепаху – на грани фола. В этих вопросах надо достроить логическую цепочку.
2) Проверка на защищённость от дуальных и правдоподобных ответов
Во-вторых, вопросы надо проверить на защищённость от дуальных и правдоподобных ответов.
Дуальный ответ или дуаль – это ответ, не совпадающий с авторским ответом, но при этом удовлетворяющий всем условиям вопроса. Например, если я попрошу назвать фамилию знаменитого русского писателя, которого звали Александром Сергеевичем, чьи стихи мы учили в школе и который был другом декабристов, правильным ответом, очевидно, будет Пушкин – но и ответ Грибоедов будет правильным (т.е. дуальным), поскольку Грибоедова тоже звали Александром Сергеевичем, он тоже дружил с некоторыми из декабристов, и его стихи мы тоже учили в школе. Если Вы в процессе создания или тестирования вопроса видите, что возможен дуальный ответ,то для того, чтобы исключить его, в вопрос вводятся отсечки либо метки – о них мы подробно поговорим в одной из следующих лекций. Так, если бы мы ввели в вопрос про Пушкина тот факт, что он погиб на дуэли, это однозначно отсекло бы ответ Грибоедов. Вот несколько примеров реальных вопросов с дуальными ответами:
Вопрос: | В старославянском языке слово тинать означает рубить. Например, в выражении Луцеж потяту быть неже полонену быть слово потяту образовано от тинать и означает быть порубленным. Вспомните, что рубили на Руси, и назовите слово современного русского языка, произошедшее от глагола тинать. |
Ответ: | Полтина, полтинник |
Автор: | Леонид Гельфанд |
Дуали: | Тяпнуть, оттяпать, тяпка, тын (все эти слова тоже происходят, по тем или иным источникам, от тинать) |
Поддельная золотая цепочка. Как определить фальшивку?