Понятие культуры. формы и разновидности культуры. духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества — сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль — совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия — система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

3. искусство — творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

4. наука — система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право — система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология — совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.

7. философия — дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности — это потребности в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство — это производство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности — это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.

1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, доступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, неизменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для национальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

б) создается определенными авторами;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна

3. Массовая культура. Появляется в конце XIX — начале XX века. Предпосылки:

1) развитие технических средств коммуникации — средств массовой информации;

2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

Особенности:

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

  • так или иначе, приобщает каждого к культуре;
  • имеет свои высоты и достижения;
  • удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
  • является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

  • снижает общую планку культурного уровня;
  • формирует искусственные потребности и запросы;
  • формирует стандартное поведение и вкусы;
  • насаждает социальные мифы.

II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.

1.Господствующая (доминирующая) культура — культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

2. Субкультура — культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

3. Контркультура — культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Наука

Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Отличительные черты науки:

1. Обоснованность — любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.

2. Универсальность — знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.

3. Системность — научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.

4. Объективность — наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.

5. Безграничность — наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.

6. Математизация и формализация — точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.

7. Терминологический аппарат — научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.

Функции науки:

1. Познавательная — описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).

2. Практически-действенная — участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).

3. Прогностическая — предсказание явлений в будущем.

4. Социальная — содействие в развитии общества.

5. Культурно-мировоззренческая — формирование научного мировоззрения.

Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) измерение;

г) описание;

д) сравнение и др.

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

а) дедукция;

б) индукция;

в) абстрагирование;

г) идеализация;

д) систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

а) аналогия;

б) анализ;

в) синтез;

г) классификация;

д) моделирование.

Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры #127891; ЕГЭ без репетитора

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector