Духовная сфера жизни общества — сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.
Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)
1. мораль — совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.
2. религия — система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
3. искусство — творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
4. наука — система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.
5. право — система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.
6. идеология — совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.
7. философия — дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.
Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):
1. Духовные потребности. Духовные потребности — это потребности в создании и освоении духовных благ.
Особенности:
1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;
2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;
3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность
2. Духовное производство. Духовное производство — это производство общественного сознания, результатом которого являются:
1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) личность человека.
3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности — это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.
Особенности:
1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.
Культура:
- слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
- в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
- в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.
Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.
1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности:
а) простота, доступность;
б) анонимность, создается всем народом;
в) стабильность, неизменность;
г) связь с национальными корнями;
д) служит для национальной самоидентификации;
е) возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.
Особенности:
а) сложность, доступность только для избранных;
б) создается определенными авторами;
в) создается профессионалами;
г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
д) постоянно развивается, усложняется;
е) интернациональна
3. Массовая культура. Появляется в конце XIX — начале XX века. Предпосылки:
1) развитие технических средств коммуникации — средств массовой информации;
2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).
Особенности:
а) коммерческая направленность;
б) простота и доступность форм;
в) создается профессионалами;
г) интернациональна.
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.
Положительное влияние:
- так или иначе, приобщает каждого к культуре;
- имеет свои высоты и достижения;
- удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
- является средством самовыражения.
Отрицательное влияние:
- снижает общую планку культурного уровня;
- формирует искусственные потребности и запросы;
- формирует стандартное поведение и вкусы;
- насаждает социальные мифы.
II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.
1.Господствующая (доминирующая) культура — культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.
2. Субкультура — культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).
3. Контркультура — культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.
Наука
Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Отличительные черты науки:
1. Обоснованность — любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность — знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность — научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность — наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность — наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Математизация и формализация — точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.
7. Терминологический аппарат — научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.
Функции науки:
1. Познавательная — описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).
2. Практически-действенная — участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).
3. Прогностическая — предсказание явлений в будущем.
4. Социальная — содействие в развитии общества.
5. Культурно-мировоззренческая — формирование научного мировоззрения.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) описание;
д) сравнение и др.
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
а) дедукция;
б) индукция;
в) абстрагирование;
г) идеализация;
д) систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
К ним относятся:
а) аналогия;
б) анализ;
в) синтез;
г) классификация;
д) моделирование.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры #127891; ЕГЭ без репетитора