Культура речи — степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры.
Речевая ситуация– ситуация, в которой происходит высказывание,
т.е. определенное место, определенное время и определенный состав уча-
стников: говорящий (субъект речи, адресант) и слушающий (объект речи,
адресат); иначе говоря, кто – с кем – когда – где общается.
Речевой этикет(от французского etiquette – ярлык) – разработанные
обществом правила речевого поведения, система устойчивых речевых
формул общения для установления речевого контакта собеседников, под-
держания общения соответственно их социальным ролям и взаимным от-
ношениям в официальной и неофициальной обстановке.
Язык — естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации
Способность соотносить звук и значение — главнейшая характеристика языка.
Речь — это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна.
Коммуникация — общение между людьми, процесс обмена информацией. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их.
Текст — это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность.
Качества речи — это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
В филологии различают
речевую культуру личности;
речевую культуру общества.
Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией.
Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка.
Коммуникативная компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.
Культура речи — это соблюдение этики общения; владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах.
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный (изучение и кодификация норм языка), коммуникативный (изучение и функциональная дифференциация выразительных средств языка) и этический (описание речевого этикета, эффективных приемов общения).
Литературный язык – это основная форма исторического существования языка, принимаемая его носителями за образцовую и характеризующаяся обработанностью, полифункциональнстью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации. По своему социальному и культурному статусу противостоит диалектам, жаргонам и просторечию. Литературный язык обеспечивает речевую коммуникацию для всего говорящего на нем народа. Литературный язык призван наиболее точным и общепонятным образом выражать коммуникативный замысел говорящего.
Нормы языка – это принятые в общественно-языковой практике людей правила произношения, употребления слов и форм языка, возникшие в результате устойчивого традиционного одобрения говорящим коллективом определенных речевых образцов, отобранных из множества вариантов, предлагаемых языковой системой. Нормы языка имеют социально-историческую природу. В реализации и закреплении нормы большую роль играет стремление говорящих и пишущих к сознательному сохранению традиций в выборе язковых средств.
Стиль – общественно осознанная, обьединенная определенным функциональным назначением система языковых элементов внутри литературного языка, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Языковые особенности стилей базируются на различиях в социальных задачах речевого общения, речевых ситуациях и характере коммуникации. Культура речи предполагает умение говорящего принимать и порождать тексты всех речевых стилей.
Языковой стандарт – это принятые в данном языке типичные способы выражения смысла.
Языковая личность – любой человек как носитель индивидуальных особенностей владения и пользования языком; личность охарактеризованная с точки зрения созданных ею текстов.
Виды речи – говорение, слушание, письмо, чтен
(можно сократить)
Русский язык и культура речи. Урок 1. Общение. Основные составляющие общения. [baytalhikma.ru]