Общественное сознание — субъект и объект. духовная культура

В данной теме мы переходим к рассмотрению достижений духовной культуры человечества, входим в богатое царство духа. Все многообразие этих достижений — сущность продукты публичного и личного сознания. Мы проанализируем уровни и различные аспекты этого сознания и их значимость в жизни общества и в бытии личности. Думается, что самые логичным есть системный анализ всех элементов духовной судьбы по разным основаниям ее деления и в конце, как результат — ее целостности — через самый интегральный ее элемент — культуру.

Перед тем как та либо другая мысль станет предметом публичного спроса, она, очевидно, обязана отыскать отражение в духовном запросе мыслящих людей. Публичное сознание — это воззрения людей в их совокупности на социальную реальность и явления природы.

Публичное сознание владеет сложной различными уровнями и структурой, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и заканчивая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами публичного сознания являются разные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, каковые различаются между собой по форме и предмету отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, и по степени собственной зависимости от публичного бытия.

Вопрос о сущности публичного сознания не так несложен, как может показаться. Первая сложность содержится в том, что применительно к отношению общественного сознания и общественного бытия запрещено о «вторичности и первичности» в общефилософском замысле. Запрещено вследствие того что этого не хватает. В действительности, публичное сознание появилось не спустя какое-то время по окончании происхождения публичного бытия, а одновременно и в единстве с ним. И в случае если мирозданию в целом «безразлично» существование людской разума, то общество не имело возможности бы без него не только появиться и развиваться, но и просуществовать ни одного дня а также часа. Потому что общество имеется субъектно-объектная действительность, общественное сознание и общественное бытие как бы «нагружены» приятель втором: без энергии сознания общест-венное бытие статично а также мертво. И сам процесс материального производства владеет только относительной свободой от власти сознания.

Сущность сознания пребывает в том, что оно может осмыслить публичное бытие лишь при условии одновременного энергично-творческого преобразования его. Функция «опережающего отражения» сознания самый четко реализуется в отношении об-щественного бытия. Человека постоянно повергает в смущение несоответствие между стремительным полетом духа в будущее и относительной медлительностью развития публичного бытия. Любое будущее рисуется как некоторый социальный идеал, и не при-ходится удивляться, что появляющееся несоответствие не удовлетворяет интерес творчески ищущего духа к наличной действительности. Это обусловливает острое несоответствие между устремлениями творческого духа и соответствующими реалиями. В истории имеется множество примеров, в то время, когда идеи, в частности социально-политические, опережают наличное состояние общества а также преобразовывают его.

Общество имеется материально-совершенная действительность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, эмоций, нравов, традиций и т.п., иначе говоря того, что образовывает содержание публичного сознания и образует духовную действительность, выступает как составная часть публичного бытия. Но подчеркивая единство общественного сознания и общественного бытия, нельзя забывать об их различии, своеобразной разъединенности, относительной самостоятельности. Исторически связь общественного сознания и общественного бытия в их относительной самостоятельности реализовалась так: на ранних этапах развития общества публичное сознание формировалось под ярким действием бытия, в будущем это действие получало все более опосредованный темперамент — через страну, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения и др., а обратное действие публичного сознания на бытие получает, наоборот, все более яркий темперамент. Сама возможность для того чтобы яркого действия публичного сознания на публичное бытие содержится в способности сознания верно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как энергично-творческая деятельность является единством этих двух нераздельных сторон одного и того же процесса; в собственном влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывать его потаенный суть, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Исходя из этого публичное сознание эры может не только отражать бытие, но деятельно содействовать его перестройке. (Сознание может и искажать бытие, и задерживать его развитие, но это уже особенный вопрос.) В этом и содержится та исторически сложившаяся функция публичного сознания, которая делает его объективно нужным и реально существующим элементом любого публичного устройства.

В силу специфики социально-исторической действительности, т.е. потому, что и само сознание выступает как неотъемлемый компонент этого бытия, нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая одновременно с этим сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Публичное сознание сейчас отмечено критичностью подхода к действительности и каждого человека к собственным поступкам. Это целительная направленность для всех сфер судьбы общества. Свойство народа к само-критике — свидетельство его свободы и духовной зрелости. Рвение «переродить жизнь изнутри» — выражение добропорядочной задачи всякого людской творчества. В другом случае мы обречены делать ставку только на внешние детерминанты и на волю случая. Каждые реформы, не подкрепляемые публичным осознанием их необходимости и смысла, а внедренные сугубо экономически, без мобилизации энергии духа, не смогут привести к ожидаемым итогам. Упование на «обнажённую» экономику и по большому счету на чистое публичное бытие само по себе — это поставленный с ног на голову идеализм, а правильнее говоря, дуализм, что в социальной сфере противопоставляет «тело» публичного бытия «душе» социума — публичному сознанию.

Тот факт, что публичное сознание включает в себя различные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, публичную психологию, идеологию и т.д.), да и то, что на каждом уровне сознания публичное бытие отражается по-различному, обусловливает настоящую сложность понимания феномена публичного сознания.

Каково же соотношение между личным и публичным сознанием? Кое-какие считают, что настоящей сферой публичного сознания, его единственным носителем есть конкретный Индивид. Другие, наоборот, считают, что публичное сознание имеется что-то надличностное и потому в его трактовке нет необходимости обращаться к отдельному индивиду. Чтобы разобраться в этом, возвратимся мало назад и повторим: публичное сознание — это атрибут общества. Как особенный вид действительности, публичное сознание сопоставимо с бытием общества, пребывав с ним в одном и том же «поле пространства». Говоря об публичном сознании, мы имеем в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь по большому счету, общее духовное достояние, зафиксиро-ванное в других формах и языке культуры. Но жизнь надличностного духа вышла из души и ума индивидов; каждый индивид участвует в нем, правда только опосредованно. Громадные и менее заметные упрочнения людской мысли содействуют образованию великой реки об-щественного сознания, не смотря на то, что в заглавии данной реки нет уже и помину о мелких ручейках. Что было бы с Волгой, если бы ручьи и маленькие речки отнять у неё собственных вод? Совершенно верно так же и с соотношением личного и публичного сознания.

Очевидно, не каждое личное сознание в собственной объективированной форме входит в неспециализированный массив публичного сознания. Это зависит от социальной значимости и глубины духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве. Одно дело — сознание, мысли великой исторической личности (очень способных госдеятелей, мыслителей, писателей и т.д.), участвующей в созидании духовной судьбы эры, а второе — мысли жалкого эпигона. Они никого либо мало кого трогают, а исходя из этого и не остаются в запасниках социальной памяти. А к трудам гения часто обращаются всю жизнь, неизменно питаясь живительными соками его творчества. Труды значимых умов входят в сферу сверхличного сознания и живут продолжительно, в столетиях. Как сообщил мой кумир И.В. Гете:

А 3.5 человек и Общество как объекты познания — Философия науки для аспирантов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector