Основные принципы оценки эффективности

В базу оценок эффективности ИП положены следующие ключевые принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, денежных, отраслевых либо региональных изюминок:

— рассмотрение проекта в течении всего его жизненного цикла (расчетного периода) — от проведения прединвестиционных изучений до прекращения проекта;

— моделирование финансовых потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта расходы и денежные поступления за расчетный период с учетом возможности применения разных валют;

— сопоставимость условий сравнения разных проектов (вариантов проекта);

— принцип максимума и положительности результата. Чтобы ИП, с позиций инвестора, был признан действенным, нужно, дабы эффект реализации порождающего его проекта был хорошим; при сравнении других ИП (см.12.2) предпочтение должно отдаваться проекту с громаднейшим значением результата;

— учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться разные нюансы фактора времени, а также динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции либо их оплатой и поступлением ресурсов; неравноценность разновременных затрат и/либо результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

— учет лишь поступлений и предстоящих затрат. При расчетах показателей эффективности должны учитываться лишь грядущие на протяжении поступления проекта и осуществления затраты, включая затраты, которые связаны с привлечением ранее созданных производственных фондов, и грядущие утраты, конкретно вызванные осуществлением проекта (к примеру, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, применяемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а другой ценой (opportunity cost), отражающей большое значение потерянной пользы, которая связана с их наилучшим вероятным другим применением (см п. 11.6 и Приложение 9). Прошлые, уже осуществленные затраты, не снабжающие возможности получения других (т.е. приобретаемых вне данного проекта) доходов в возможности (невозвратные затраты, sunk cost), в финансовых потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не воздействуют*(2);

— сравнение с проектом и без проекта. Оценка эффективности ИП обязана производиться сопоставлением обстановок не до проекта и по окончании проекта, а без проекта и с проектом;

— учет всех самые существенных последствий проекта. При определении эффективности ИП должны учитываться все последствия его реализации, как конкретно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, публичные блага — см. Приложение 1). В тех случаях, в то время, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее направляться произвести. В других случаях учет этого влияния обязан осуществляться экспертно;

— учет наличия различных участников проекта, несовпадения их различных оценок и интересов цены капитала, выражающихся в личных значениях нормы дисконта;

— многоэтапность оценки. На разных этапах осуществления и разработки проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с разной глубиной проработки;

— учет влияния на эффективность ИП потребности в оборотном капитале*(3), нужном для функционирования создаваемых на протяжении реализации проекта производственных фондов;

— учет влияния инфляции (учет трансформации цен на разные виды ресурсов и продукции во время реализации проекта) и возможности применения при реализации проекта нескольких валют;

— учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Неспециализированная схема оценки эффективности

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется публичная значимость проекта. Публично значимыми считаются широкомасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты (см. Приложение 1).

Потом оценка проводится в два этапа (см. схему на рис.2.1)*(4).

Ha первой стадии рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа — агрегированная экономическая оценка проектных ответов и создание нужных условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается лишь их коммерческая эффективность и, если она выясняется приемлемой, рекомендуется конкретно переходить ко второму этапу оценки. Для публично значимых проектов оценивается прежде всего их публичная эффективность в соответствии с разд.4. При неудовлетворительной публичной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не смогут претендовать на господдержку. В случае если же их публичная эффективность выясняется достаточной, оценивается их коммерческая эффективность в соответствии с разд.5.

При недостаточной коммерческой эффективности публично значимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения разных форм его помощи, каковые разрешили бы повысить коммерческую эффективность ИП до приемлемого уровня.

В случае если условия и источники финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта возможно не создавать.

Второй этап оценки осуществляется по окончании выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются эффективность участия и финансовая реализуемость в проекте каждого из них*(5) (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных акционеров и предприятий, бюджетная эффективность и пр.).

Для локальных проектов на этом этапе в соответствии с разд.6 и 8 определяется эффективность участия в проекте отдельных фирм-участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных фирм и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для публично значимых проектов на этом этапе прежде всего определяется региональная эффективность в соответствии с разд.7 и в случае, если она удовлетворительна, предстоящий расчет производится равно как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе возможно оценена кроме этого отраслевая эффективность проекта в соответствии с п.7.3.

«Ключевые принципы проведения оценки, оценки и планирования эффективности вмешательства»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector