Основные категории и компоненты науки.

Науку как объект, как явление в целом изучает большей частью философия. Отдельные нюансы науки исследуются в социологии, психологии и в других науках. В 20-е–30-е годы ХХ века появилось, а в 60-е оформилось в независимую научную дисциплину науковедение, изучающее теоретические базы функционирования науки, ее сотрудничество с другими сферами и социальными институтами публичной судьбе, ее развития компонентов и закономерности науки в исторической ретроспективе и в современный период, строящее прогнозы развития науки. Еще одно направление, которое связано с изучением количественных закономерностей, анализом статистических данных по всем компонентам науки, измерениями всевозможных параметров научной деятельности было названо наукометрией. Воображает интерес выполненное Д.Прайсом и другими американскими и британскими науковедами масштабное изучение роста количественных показателей всех составляющих «громадной» науки за 300 лет. В следствии этих огромных измерений исследователям удалось установить, что численность всех компонентов науки – ученых, научных изданий, ассигнований на науку, научно-исследовательских организаций – изменяется по одному и тому же экспоненциальному закону, по которому растет численность населения планеты и на графике выражается одной и той же кривой — экспонентой.

Интерес философов нового времени к феномену науки стал причиной происхождению в середине ХХ века последовательности философских концепций. Среди них большие, ставшие самые известными и обсуждаемыми в мире, концепции философии науки Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, П. Фейерабенда, С. Тулмина.

Для верного отражения науки, описания деятельности ученых, изложения ее истории нужно овладеть минимальным количеством терминологии, применяемой в данной сфере. Приведем термины и основные понятия на базе словарных и энциклопедических определений, и сложившихся в науке взоров.

Основная задача науки – формулирование и поиск объективных законов действительности в обществе и природе, и законов мышления. Наука занимается изучением объектов, подчиняющихся объективным законам развития и функционирования. Процесс научного познания зависит от многих социокультурных факторов, могущих привести к трансформациям, изменениям, каковые, со своей стороны, являются объектом научного анализа. Изучение объектов, обнаружение их специфики, связей и свойств, со своей стороны, постоянно сопровождается осознанием приёмов и методов, при помощи которых исследуются эти объекты. Цель научных способов содержится в том, дабы сделать изучение максимально организованным и свободным, объективным. Тяжело переоценить роль, которую играется способ в получении новых научных результатов. Ученые, каковые обладают новыми способами, приобретают более полезные результаты.

Способ – обоснования системы и способ построения знания, и совокупность операций и приёмов практического и теоретического освоения действительности. Неприятность способа обсуждалась еще в древней философии, в то время, когда было обращено внимание на зависимость результата изучения от применяемого способа познания. Развитие способа началось в Новое время (XVI-XVII вв.), в то время, когда начала развиваться эксперимент и экспериментальная наука "настойчиво попросил" более правильных результатов. В науке сложились хорошие способы обобщающего характера – способ построения научной теории, способ опыта, способ обработки эмпирических данных, способ анализа, способ синтеза и др., но они не владеют универсальностью и корректируются в ходе конкретных изучений. Имеются способы изучения, свойственные каждому виду наук и отдельной науке. Полное описание всех способов нереально, потому, что в ходе развития науки всегда появляются новые способы, а существующие видоизменяются, усложняются, наполняются новым содержанием.

Углубление связи наук стало причиной тому, что многие способы одних наук всё более употребляются в других науках. характер и методов Значительное многообразие науки научного мышления делают неосуществимым создание единой теории методологического анализа, разрешающей создание совокупности способов.

В любой науке и научном направлении способ есть не только серьёзной составной частью изучения, но критерием истинности его результатов.

Лекция первая. Психология как наука, объект, предмет, категории, правила, задачи и цели

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector