Общепсихологическое понятие мышления

Мышление есть самоё сложным среди всех когнитивных процессов и одновременно с этим занимает важное место в деятельности начальника. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс обобщенного опосредованного познания и отражения явлений действительности в их взаимосвязях и существенных признаках между ними. Мышление формируется и функционирует на базе данных чувственного познания (ощущения, восприятия), но на большом растоянии выходит за их пределы. Черта мышления предполагает описание его фундаментальных особенностей; операций, каковые образуют процесс мышления; форм, в которых он осуществляется; видов мышления; его главных этапов.

В качестве фундаментальных особенностей мышления выступают: его неразрывная сообщение с речью, социальный темперамент, обобщенность, опосредованность, проблемность. Мышление неразрывно связано с речью вследствие того что, во-первых, оно формируется на протяжении яркого общения ребенка со взрослыми, в ходе которого происходит овладение мышлением, всей совокупностью существующих и закрепленных в словах знаний, составляющих материал для мышления. Во-вторых, главной формой мышления есть так именуемое понятийное (т.е. речевое) мышление, что кроме этого вскрывает его тесную сообщение с речью, языком, и с совокупностью закрепленных в нем понятий. В этом проявляется кроме этого и социальная обусловленность мышления, потому, что как раз через обращение, через язык происходит освоение совокупностей социально выработанных норм и знаний поведения. Мышление владеет свойством обобщенности, потому, что человек может оперировать не только конкретными чувственными образами и данными, но и обобщенными представлениями, понятиями; не только конкретными объектами и частностями, но и обобщенными, суждениями и абстрактными понятиями. Мышление кроме этого есть опосредованным познанием и отражением действительности, поскольку выходит за пределы яркого — чувственного познания. Оно способно познавать такие явления, их отношения и свойства, каковые конкретно не даны и не смогут быть даны человеку в его восприятии. Ведущую роль наряду с этим играется свойство к пониманию и установлению причинно-следственных взаимоотношений. Проблемность мышления пребывает в том, что основной обстоятельством, причиной его функционирования есть наличие проблемных обстановок, т.е. обстановок, характеризующихся неопределенностью и требующих или их понимания, или их преодоления.

Мышление как процесс осуществляется при помощи совокупности главных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, категоризации и др. Анализ — это выделение в объекте тех либо иных его сторон, особенностей, элементов, отношений и связей; это — мысленное расчленение его на отдельные компоненты. Объединение выделенных анализом компонентов целого обозначается как операция синтеза. Обобщение — это выделение и установление в объектах их сходных значительных показателей, а такх

Главными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие представляет собой обозначения и способ оформления мысли, в котором отражаются неспециализированные, значительные и отличительные показатели явлений и предметов действительности. Суждение — это фиксация и отражение отношений и связей между явлениями действительности и предметами либо между их признаками и свойствами, и оценочного отношения к ним человека. Умозаключение — это связь между суждениями и понятиями, из-за которой из одной либо нескольких посылок (исходных мыслей) человек приобретает новое суждение — следствие, вывод, т.е. новое для него знание. Умозаключения существуют в двух главных видах — индуктивном («от частных посылок к неспециализированным выводам») и дедуктивном («от общих посылок к частным выводам»).

Выделяется три главных вида мышления — наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (отвлеченное) мышление. Первый вид характеризуется как бы тесной «привязкой» к обстановке, а сам процесс мышления осуществляется через манипуляции (действия) с ее предметами. Для наглядно-образного мышления характерно то, что содержанием и объектами мыслительных операций выступают образы, в то время как третий вид мышления оперирует понятиями и не имеет яркой связи с конкретной обстановкой, а напротив — отвлечен от нее. Эта классификация есть далеко не единственной, а только самая общей. Существуют и иные методы выделения разных видов мышления, к примеру, теоретическое и практическое мышление; дискурсивное (логическое, последовательное) и интуитивное мышление, и ряд других.

В структуре мыслительного процесса нужно (действительно, в самом неспециализированном виде) различать четыре главных этапа. Мышление, имея целенаправленный темперамент, развертывается от способов поведения и начальной неопределённости условий к поиску, а после этого — нахождению «ответа» — пониманию обстановки, внесению в нее определенности, получению нового знания, выработке и нахождению способов ее преодоления. Исходя из этого первый, исходный этап мыслительного процесса — это происхождение проблемной обстановке, ее осознание человеком и представление им данной ситуации как задачи. Второй этап — это фактически мыслительный поиск, направленный на исследование, осмысление, разрешение задачи. Третий этап — это нахождение принципа ответа, происхождение главной идеи, содействующей нахождению ответа1. Четвертый этап — детализация и конкретизация неспециализированного ответа и его реализация в поведении. Все эти неспециализированные положения, раскрывающие психотерапевтическое содержание мышления, составляют базу для определения его специфики в деятельности начальника.

Понятие как форма мышления. Видеоурок по информатике 6 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector