Научное познание и его специфика. наука и вненаучное знание. структура научного познания

Научное познание если сравнивать с обыденным, художественным, философским и др. видами, имеет собственные своеобразные изюминки и представляет собой особенную деятельность по получению нового знания. Если сравнивать с обыденным научное знание как следствие и цель научно-познавательной деятельности отличается такими своеобразными чертями, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных особенностей изучаемых объектов, опережение наличной практики, особенным профессионально-особым языком. Научное познание, наука, не исчерпывается познанием лишь тех объектов, каковые смогут быть освоены в рамках наличной, исторически сложившейся на данном этапе практики, но и такие, изучение закономерностей которых может применяеться лишь в будущем.

Своеобразные объекты науки обусловливают и привлечение особенных средств научно-познавательной деятельности. Научное изучение требует применения научной аппаратуры с целью проведения опытов при изучении новых типов объектов, особых измерительных устройств, инструментов. В качестве для того чтобы своеобразного средства в науке выступает намерено создаваемый научный язык с четкими понятиями, определениями и терминами. К средствам научного познания направляться отнести и совершенные регулятивы изучения — способы познания, образцы, нормы, совершенства научной деятельности и т.д.

Для организации научного познания нужен и профессионально подготовленный, владеющий особыми, научными знаниями субъект познания, что овладевает исторически сложившимися средствами, методами и приёмами научно-познавательной деятельности. Помимо этого, субъект научного познания, ученый должен понять и определенную совокупность нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат т.д.

Ненаучное знание — это такие формы познавательной деятельности, каковые возникают как: 1) первичные формы осмысления действительности, предшествующие научному знанию; 2) как знание, несоответствующее общепринятым параметрам обоснования и построения предлагаемых концепций; 3) как знание, дополняющее существующие виды научного знания; 4) как противоречащее науке знание, строящееся на игнорировании эмпирических фактов, характеризующееся пониженным критицизмом и крайней авторитарностью.(Подробнее и ненаучном знании см. ч. II).

В структуре научного знания возможно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический, которым соответствуют эмпирическое и теоретическое изучения.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по: предмету, методам и средствам изучения.

Различие по предмету изучения содержится в том, что в случае если эмпирическое изучение в базе собственной ориентировано на изучение зависимостей и явлений между ними, то на уровне исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно-подлинное знание, выведенное в следствии индуктивного обобщения опыта. Теоретический закон – это точное знание, требующее применения особенных исследовательских процедур.

Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам содержится в том, что в случае если эмпирическое изучение основывается на ярком практическом сотрудничестве ученого с изучаемым объектом, благодаря применению особенных приборных установок и приборов в ходе экспериментов и наблюдений, то исследование предполагает опосредованное изучение объекта методом логического, а не настоящего опыта. Язык исследования основывается на применении так называемых теоретических совершенных объектов (идеализированных объектов, абстрактных объектов либо теоретических конструктов).

Различие теоретического и эмпирического уровней познания осуществляется и по способам познания. Для эмпирического уровня главными способами выступают настоящий опыт, настоящее наблюдение, измерение и эмпирическое описание. Исследование опирается на такие способы, как идеализация, мысленный опыт с идеализированными объектами, логическое и историческое изучение, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

ЕГЭ 2016: Научное познание.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: