Лекция № 4. понятие характера

Темперамент(от греч. charaktеr – «печать, чеканка, зарубка») – подструктура личности, образуемая лично-необычным комплексом устойчивых личностных изюминок (линия, диспозиций), определяющих свойственные личности способы достижения и типичные формы целей (инструментальные проявления характера) и самовыражения в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).

Этимологически слово «темперамент» употребляется в трех значениях:

1) применительно к явлениям и любым объектам (темперамент процесса, темперамент ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», что-то «характерное» для них;

2) применительно к человеку и животным как обозначающее их душевное (психологическое) своеобразие;

3) применительно лишь к человеку как характеризующее его не только с психотерапевтической, но и с морально-этической стороны (хороший либо нехороший, сильный либо не сильный темперамент, «с характером» либо бесхарактерный).

Наука о характере в психотерапевтическом значении слова – характерология– имеет столь же долгую историю, как и сама психология. в течении тысячелетий характерология как сфера науки, житейской мудрости и искусства стремилась решить две главные задачи: типологизации характеров (темпераментов) и определения характера (либо темперамента) по тем либо иным внешним показателям (либо «психогностика») (В. Штерн).

Различия людских характеров, как самые существенных cвойств и изюминок человека, определяющих его поведение и внешний облик (личные различия в широком смысле), с глубокой древности привлекали внимание врачей и философов.

Старейшая из известных типологий характеров, основанная на 12 астрологических символах, каковые обозначают изюминке судьбы и связанные с ними свойства поведения различных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (XXX в. до н. э.). Предстоящее развитие астрологическая типология взяла в труде К. Птолемея «Тетрабиблос», в котором утверждалось, что положение звезд на протяжении рождения человека оказывает решающее влияние на его личные изюминки и всю жизнь определяет его судьбу, наряду с этим все многообразие судеб и характеров описывалось теми же 12 главными типами, каковые фактически остались прежними сейчас.

Базы представления о характере как типе социального поведения заложил Платон, что, исходя из собственной теории строения души, обрисовал 5 основных типов характеров: обычный, тимо-кратический, олигархический, демократический, тиранический.

Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (IV–III вв. до н. э.) в известных «Характерах» – трактате, считающемся первым настоящим изучением характеров. Отталкиваясь от одной главной черты, Теофраст обрисовывал тип характера: насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус и т. д. Расширенный перенос Теофраста в Новое время осуществил в XVII в. его популяризатор и переводчик Лабрюйер в собственных «Характерах».

Представления медицинского естествознания о типах характеров тесно переплетаются с учением о конституции и темпераменте как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же как и характера, имел возможность разъясняться, к примеру, преобладанием в организме определенного «гумора»(Гиппократ, Гален), составом крови (Аристотель), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Кречмер), изюминками воли (Клагес) и т. д. Типологии характеров, в базе которых лежит заложенное в античном мире учение о темпераментах, соединившее в собственных базах идеи морфологической(конституция) и физиологической(«соки», кровь и проч.) обусловленности психологического своеобразия человека, более чем за 2000 лет сейчас не претерпели ничего значительно нового.

В Новое время утвердилось фактически психотерапевтическое познание характера как психологического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась идея о том, что личности различаются между собой не внешними социально значимыми показателями поведения, а, в первую очередь, невидимыми особенностями, каковые являются их обстоятельством и образуют темперамент человека.

С XIX в. характерология получает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, сводя их к некоей несложной форме (типу) либо заостряя внимание на неповторимости их комбинации у конкретного индивида. К началу ХХ в. очень расширилась палитра объяснения характерологических понимания и различий сути характера. Познание характера не как типа, а как уникальности конкретного индивидуума было сформулировано в германской характерологии. Познание характера как типа во французской характерологии строилось по большей части на морфофизиологической базе. С XIX в. от более умозрительной характерологии отделяется неприятность объективно измеряемых формальных людских различий (как несложных – интеллект, память, внимание и проч., так и более сложных – творческие и организаторские свойства, опытная пригодность и т. д.). Развитые в работах британцев Ч. Дарвина, Г. Менделя, Гальтона, американца Дж. М. Кеттела, немцев Г. Эббингауза, В. Вундта и др., французов А. Бине, А. Симона способы, взяв теоретическое обоснование в работах В. Штерна (1911 г.), образовали отдельную дисциплину – дифференциальную психологию. Яркой предшественницей дифференциальной психологии была психогностика, основной задачей которой было, во-первых, установление взаимоотношений между снаружи принимаемыми состояниями, обликом и движениями человека и его личным психологическим своеобразием, во-вторых, распознание на базе этих связей характеров отдельных индивидов. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным подходом, физиогномикой, графологией и френологией, и философско-литературной характерологией.

Физиогномикупрактиковал уже Пифагор (VI в. до н. э.). Анаксагоротбирал себе учеников по форме руки. Основоположником европейской физиогномики считается Аристотель. Более своеобразным способом определения характера было обращение к конституциональным и физиологическим факторам. Уже Гиппократ при объяснении темпераментов частично опирался на особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический подход взял в работах Э. Кречмера (1921 г.) и В. Г. Шелдона(1927 г.). В XIX в. появляется «физиогномика функций», в соответствии с которой темперамент проявляется в неосознанных целесообразных и функционально обусловленных перемещениях. Эта позиция обширно представлена в германской характерологии через анализ мимики (Ф. Лерш, А. Веллек), речи (И. Б. Рифферт), неспециализированной экспрессии (Л. Клагес), походки и т. д. На данный момент это направление начинается в русле социально-психотерапевтических изучений аттракции, невербальной коммуникации, теории атрибуции и т. п.

Неспециализированным недочётом всех психогностических способов есть произвольное выделение одной из многих групп внешних показателей как единственного средства познания характера.

С развитием в 10—30-е гг. ХХ в. психологии личности поднялась неприятность характера понятий и соотношения личности. В послевоенной американской отвлечённой психологиипонятие характера фактически вышло из потребления, сохранившись лишь в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому либо иному типу. Одновременно с этим в европейской психологии(Германия, Франция) понятие характера сохраняется как одно из серьёзных общепсихологических понятий, причем в германской традиции оно включает в собственный определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность свойственных личности характерных форм аффективного реагирования.

В российской психологииосновы учения о характере были заложены А.Ф. Лазурским, трактовавшим темперамент как совокупность устойчиво свойственных человеку душевных наклонностей. Позднее, в 50-е гг. XIX в. темперамент отождествлялся с лично-необычным в личности в противоположность социально-обычному.

Новый всплеск интереса к проблеме характера появился в 80-е гг. XIX в., в то время, когда последовательность авторов начал разглядывать его как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего классической идее характера, как неизменного типа, представление о нем, как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся на протяжении данной адаптации.

В соответствии с современным отечественным воззрениям, темперамент выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной либо смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более либо менее обычных обстановках при определенных условиях определенные фиксированные формы либо методы поведения. Он выступает как защитная оболочка, опосредующая как действия окружающей среды на личность (смягчая либо обостряя их), так и действия личности на среду, придавая действиям субъекта те либо иные инструментальные либо экспрессивные особенности (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и др.).

Представления о характере в клинической психологии, в частности в контексте неприятности психопатий, развиваются по большей части в традициях типологически ориентированной характерологии (П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко).

В социальной психологии употребляются кроме этого понятия социальногои национального характера.

Понятие социального характера, введенное Э. Фроммом, свидетельствует совокупность устойчивых личностных линия, свойственных участникам некоей социальной группы и сложившихся в следствии способа жизни и основного опыта, неспециализированного для данной группы. Понятие национального характераозначает совокупность линия, характеризующих представителей одной нации либо этнокультурной общности в отличие от второй. Проблемам национального характера было посвящено в 50—80-е гг. XIX в. много экспериментальных изучений, в которых не удалось найти значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым неприятность национального характера перешла в плоскость социально-психотерапевтических стереотипов.

Особенности поведения заключаются в том, что человек действует, повинуясь только импульсам, полностью не вспоминая над поступками. Это отличает детей от взрослых, каковые, со своей стороны, действуют осознанно. Ребенка возможно легко отвлечь. В случае если несколько мин. назад он рыдал от боли, то в следующую 60 секунд он может смеяться от эйфории, забрав в руки любимую игрушку. Как раз в этом возрасте у ребенка начинает формироваться любовь к родным людям – к матери, отцу.

В дошкольном возрасте особенную роль играется общение между девочками и мальчиками. Ребенок начинает ощущать собственную принадлежность к женскому либо мужскому полу. Мальчики стараются подражать мужчинам, а девочки – дамам. В семьях им внушают общепринятые нормы поведения. Они зависят конкретно от национальной культуры воспитания. В целом, от девочек ожидают доброты, душевности, мальчикам же разрешают проявлять больше агрессии. Это улучшается еще и приобщением к деятельности. Дети начинают осознавать, что мальчики должны делать «мужскую» работу, а девочки – «женскую».

Психотерапевтическое обретение пола начинается как раз в дошкольном возрасте, но начинается всю жизнь.

Сперва ребенок начинает присваивать, копировать модели поведения взрослых женщин и мужчин, их интересы. Экспериментально доказано, что начиная с четырехлетнего возраста дети поймут собственную принадлежность к женскому либо мужскому полу. И это осознание крайне важно для предстоящего формирования личности и исходя из этого нужным есть пример для подражания: для девочек – это мама, для мальчиков – отец, с которыми дети имели возможность бы себя идентифицировать.

Мышление детей в это время находится на уровне конкретных операций, т. е. оно наглядно-образное.

Личность и её понятие (лекция

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector