Методы психологической активизации творческого процесса

Среди способов активизации творческого процесса принято выделять три главные группы:способы психотерапевтической активизации творческого мышления,способы систематизированного поиска идей, алгоритмические способы ответа творческих задач.

Способы психотерапевтической активизации творческого мышления направлены на снятие и преодоление психотерапевтических барьеров, мешающих творческому мышлению. Главные из них: ассоциативные, «мозговой его» модификации и штурм, синектика, и разные психотехники на базе нейро-лингвистического программирования (НЛП), эриксоновского обморока и др.

Ассоциативная несколько методовоснована на применении аналогий и различного рода ассоциаций, их вторичных смысловых оттенков при генерации и формировании идей.

К главным видам ассоциаций относятся:

— явная ассоциация — сообщение, появляющаяся при определенных условиях, между двумя либо более психологическими образами, ощущениями, перемещениями, восприятиями, идеями и т.д.;

— метафора — перенесение особенностей одного предмета, явления на другой на основании неспециализированного для обоих предметов показателя;

— случайно выбранные ассоциации.

Главные виды аналогий:

— прямая -является процессом характеристик и прямого сравнения параметров создаваемого продукта либо процесса, с параметрами подобного (эталона) либо выборочного последовательности продуктов (процессов);

— личная — реализуется через личное отождествление с потребителем продукции, путём вживания в его образ с последующим анализом появляющихся наряду с этим ощущений;

— символическая — аналогия в которой употребляются символы и показатели, характеризующие создаваемый продукт либо процесс (экономико-статистическая модель).

— фантастическая (сказочная) аналогия предполагает введение в задачу фантастических либо сказочных средств либо персонажей.

Как показывает опыт, между двумя, совсем разными, несвязанными между собой понятиями возможно осуществить логическую сообщение и установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около 10. В случае если первый ассоциативный ход позволяет выбора из 10 понятий (слов), то второй — из 100, а третий — из 1000 и т.д. Так, любой ход на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими по тем либо иным показателям, что значительно расширяет возможности выбора вариантов ответа.

К примеру: попытайтесь установить ассоциативный переход шар — телевидение. Вариант перехода: шар — шариковая ручка — бумага — текст — диктор — телевидение (предложите собственные варианты).

Способ ассоциаций и гирлянд случайностей(создан Г.Я.Бушем), являетсяразвитием способа фокальных объектов.При ответе творческих задач этим способом для расширения пространства поиска идей прибегают к гирляндам метафор — (ассоциаций), т.е. сематически взаимосвязанным цепочкам.

На практике значительно чаще используют две разновидности гирлянд:

— концентрические гирлянды — представляют собой метафоры (ассоциации), разным образом высказывающие одно да и то же главное понятие;

— гирлянды последовательных метафор (ассоциаций), при генерировании которых прошлая метафора есть главным понятием для образования последующей.

При формализации ответа задачи на совершенствуемый объект последовательно переносят метафоры (ассоциации) вторых случайно выбранных объектов, наряду с этим быстро возрастает число неожиданных вариантов ответа. К тому же, генерирование метафор требует приобретения практических навыков.

Способ «мозгового штурма», созданный А. Осборном (США) в 40-х годах прошлого века, содержится в разделении во времени процессов генерирования идей и их критической оценки.

Фундаментальные правила коллективного мозгового штурма:

1. Две группы людей по 4 — 15 человек в каждой, последовательно решают задачу. Первая несколько – «генераторы идей», «штурмуют» поставленную задачу в течение 20 — 40 мин. Вторая несколько — специалисты, каковые по окончании штурма выносят суждения о ценности выдвинутых идей. Условия задачи перед ее штурмом формулируются лишь в общем.

2. Главная задача генераторов: выдать за определенное время как возможно больше идей (а также фантастических, очевидно ошибочных и шутливых). Чем фантастичнее идеи, тем посильнее оказывается их действие на последующий процесс генерации. Регламент изложения результатов штурма, 2 — 3 мин. на каждую идею. Идеи высказываются без доказательств, главные моменты фиксируются.

3. При генерации идей запрещена любая критика, не только
явная словесная, но и скрытая (мимика, жесты).

4. Экспертизу идей по окончании генерации выполняют весьма пристально. Нужно продумать все варианты, кроме того очевидно абсурдные и нереальные.

5. Процессом ответа задачи руководит начальник штурма, снабжающий соблюдение всех условий и правил совещания. Он направляет работу собрания в необходимое русло без приказаний и критики, смотрит за тем, дабы высказывание идей не происходило лишь в рациональном направлении.

6. В случае если задача не решена на протяжении штурма, процесс ответа повторяется, по возможности с другим коллективом.

По данным статистики, около 15% идей должны появляться перспективными для получения новой идеи.

Корабельный совет,есть модификаций способа «мозгового штурма», отличающийся меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. В соответствии с ему, слово участникам попеременно предоставляет ведущий (Капитан). Он же задает вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От Капитана, в основном, зависит успешная работа «корабельного совета» и в первую очередь, от его умения настроить участников на деятельный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» действенное средство при поиске новых идей в дефиците и экстремальных ситуациях времени.

Синектика как способ был создан У. Гордоном (США) в первой половине 50-ых годов двадцатого века, основан на применении ассоциативных особенностей отечественного мозга.Одновременно с этим,как способ-является совершенствованием и дальнейшим развитием мозгового штурма.

При его применении формируются постоянные группы (оптимальный состав 5 — 7 человек) из людей разных профессий, предварительно обученныъх изобретательским приемам. организация и Порядок проведения синектического совещания отличается применением некоторых правил психотерапевтической настройки, а также активным применением ассоциаций и аналогий. Привлечение специалистов в разных областях знаний, разрешает снизить зависимость от стандартных вариантов ответов, предлагаемых экспертами в узких областях, тем самым существенно увеличить диапазон разглядываемых неприятностей и предлагаемых вариантов их решения.

Порядок проведения синектического совещания:

I. Этап — неприятность она как дана. Приглашённые на совещание специалисты в разных (смежных) областях знаний проясняют проблемную обстановку. Формулируют проблему в общем виде. Нужно учитывать, что специалисты есть ассистентами начальника, их основная задача — обнаружение нужных и конструктивных идей. На данной стадии участники совещания пробуют сходу, без соблюдения синектических процедур, предложить решение проблемы.

2. Этап неприятность как ее знают. Совместно с специалистами начинается анализ неприятности, наряду с этим участники совещания оценивают варианты возможностей превращения незнакомой и непривычной неприятности в комплект некоторых привычных. Любой участник, включая специалистов, обязан отыскать и уникально сформулировать один вариант понимания неприятности. Одну из самые удачных формулировок выбирают специалисты совместно с начальником.

3. Генерация проблемы решения и идей задач в целом в той формулировке, на которой остановлен выбор. Наряду с этим, учитываются варианты ответов подобных неприятностей в разных областях знаний, техники, живой природы и т.п.

4. Полученные в ходе генерации, новые идеи переносят на проблему как она дана либо проблему как ее знают, выявляя возможности их практической реализации, с разбором каждой из предложенных идей.

5. Последняя стадия синектического совещания — максимальная конкретизация и развитие идеи, признанной самая удачной.

Нейро-лингвистическое программирование показалось в середине семидесятых годов прошлого века и зарекомендовало себя как практическое и высокоэффективное направление активизации творческого мышления.

Один из постулатов НЛП гласит: то, что способен сделать хоть один человек на свете, способен повторить и каждый.

Изначально НЛП основывалось на способах неявного (Эриксоновского) обморока, домашней психотерапии (В. Сатир) и гештальт-подходе (Ф. Перлз). Психотехники активизации творческого мышления основаны на применении подсознательных процессов, их главной задачей есть моделирование и изучение механизмов людской мышления. Путём анализа поведения людей, добившихся совершенства в творчестве, создаются модели их мышления. техники и Такие модели разрешают скоро и действенно корректировать мысли, убеждения и поведение, мешающие формированию творческого потенциала.

К примеру, стратегия творчества Уолта Диснея заключалась в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделялся от их критики, чем снимались внутренние психотерапевтические преграды. У. Дисней в мыслях расставлял по углам собственной помещения трех персонажей – Мечтателя, Критика и Реалиста и поочередно перевоплощался в каждого из них. На месте Мечтателя, он генерировал новые идеи, предавался фантазиям. Как критик — искал слабые места и недостатки. А на месте Реалиста, Дисней нормально взвешивал все «за» и «против» и искал хороший вариант. Эффективность таковой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных предпринимателей мира

Техника «якорения ресурсов» пребывает в том, дабы сознательно вызывать и применять собственные внутренние психотерапевтические ресурсы через ситуации в прошлом, в то время, когда были переполнены воодушевлением, переживали состояния энтузиазма и творческого подъёма. Это делается через закрепление и создание определенных образов, воспроизведение которых погружает нас в творческое состояние. Необычным «якорем» может служить какие-то ощущения, звук либо зрительный образ.

Техника рефрейминг (дословно — «засунуть в новую рамку») употребляется для обозначения процесса выхода за рамки собственных и коллективных стереотипов, как мы знаем это одна из баз творческого процесса. Воображает интерес несколько способов основанных на применении трансовых состояний. Это Сальвадор Дали со своим уникальным способом (см. выше), что был положен в базу особой техники развития творческого воображения. Это и Леонардо да Винчи, что каждые три часа засыпал на 15 мин., осознавая как продуктивно для творчества состояние на грани бодрствования и сна.

Эpиксоновский обморок (названный по имени его создателя Милтона Эриксона) применяет свойство мозга человека к непpоизвольномy тpансy. Применяемый в психотерапии, эриксоновский обморок, на данный момент активно используется в разных сферах деятельности человека.

Ключевые принципы, лежащие в базе способа Милтона Эриксона заключаются в следующем:

— транс – это естественное состояние;

— бессознательное возможно вынудить трудиться продуктивно и самостоятельно;

— любой человек располагает нужными ресурсами;

— транс активизирует возможности человека.

Не считая техник, в которых «клиента» погружает в трансовое состояние эксперт, существуют разные техники самогипноза.

Развитие мозга по Бехтереву

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector