Методы психологической коррекции и психотерапии

Под психотерапевтической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению (корректировке) тех изюминок психологического развития, каковые по принятой совокупности параметров не соответствуют некоей «оптимальной» модели. Психотерапия—более узкое понятие, изначально связанное с лечением психологических и психосоматических болезней психотерапевтическими средствами, но сейчас распространяемое по большому счету на случаи психологического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревога, страхи, и нарушения общения, и связанные с этим переживания и Др.), а также в пределах медицинской нормы.

Способы психотерапии и психологической коррекции многообразны и выбор их зависиит от того, к какой психотерапевтической школе в собственности психолог. С достаточной условностью возможно классифицировать их соответственно специфике главных подходов. а) Поведенческий подход.

В рамках поведенческого подхода отклонения трактуются сооответственно правилам бихевиоризма, и психотерапия и психологическая коррекция связываются с необходимостью формирования у обратившегося с просьбой о помощи оптимальных поведенческих навыков; психологические расстройства разного типа, с позиций поведенческого подхода, обусловлены неадаптивным поведением.

В поведенческой коррекции употребляются способы,

условно относимые к трем главным группам.

Способы контробусловливания предполагают разрыв

нежелательной установившейся связи между реакцией и условным раздражителем (3) и (либо) замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента * действия с обстановкой, в большинстве случаев для него-неприятной, или, напротив, сочетание неприятного действия с обстановкой, в большинстве случаев доставляющей наслаждение (к примеру, при избавлении от негативных привычек). Напомним, что во многих случаях разными авторами, осуждающими кое-какие техники контробусловливания, высказываются сомнения в этичности причинения страданий пускай кроме того с благой целью (к примеру, удары током при избавлении от привычки курить).

Вторым вариантом контробусловливание есть парадоксальное (для клиента) сочетание с приятной либо неприятной обстановкой не конкретного действия, а состояния. Так, в примере, приводимом Ж. Годфруа (3), человека обучают расслаблению, а после этого ему, находящемуся в этом состоянии, предъявляют обстановку, в большинстве случаев вызывающую минимальную тревогу (а следовательно, напряжение); в то время, когда он перестает ощущать тревогу, переходят к более стрессогенным обстановкам, предъявляя их в порядке нарастания силы негативных действий.

Наровне с контробусловливанием выделяют оперант-ные способы, базирующиеся на правилах, выделенных Б. Скиннером.

В базе этих способов лежит совокупность призов, каковые приобретает клиент за те действия, каковые терапевт вычисляет желательными, благодаря чего, в соответствии с идеям Скиннера (о них мы говорили в разделе, посвященном бихевиоризму), возможность для того чтобы поведения возрастает.

Вариантом для того чтобы подхода есть формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград; в этом случае клиент сам отбирает и формирует в жизни удобные обстановки и избегает нежелательных.

Наконец, к третьей группе способов в рамках поведенческого подхода относятся те, что опираются на взоры социобихевиористов; в соответствии с последним, как вы не забывайте, человек научается через наблюдение (на-

т В психотерапии человек, в отношении которого осуществляются терапевтические процедуры, именуется «больной» либо «клиент»; мы будем пользоваться последним, а также в беседе о психокоррекции.

последовательности с другими формами научения). Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент обязан направляться, имитируя ее. К примеру, в случае если ребенок опасается псов, то терапевт демонстрирует ему собственное бесстрашное общение с псами (либо чье-то второе) —скажем, подходя к собаке и гладя ее.

б)Деятельностный подход, формировавшийся в основном в отечественной психотерапевтической школе (с его правилами вы познакомились в соответствующем разделе) предполагает коррекцию за счет организации особого обучения, на протяжении которого подвергающийся коррекции человек овладевает психотерапевтическими средствами, разрешающими на новом уровне осуществлять управление и контроль внутренней и внешней активностью. Во многих случаях практикуется начальное овладение действием во внешнем замысле и последующая интериоризация, переход во внутренний, совершенный замысел. Вспомните вследствие этого материал, посвященный Л. С. Выготскому, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперину. Деятельностный подход альтернативен поведенческому (он, фактически, во многом и формировался как оппозиционный), ориентируясь не на спасение от симптома как такового, но на построение новых внутренних совокупностей.

в)Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, обрисовывающие личность с позиций организации познавательных структур. Как раз с ними и трудится психолог в коррекционном замысле, причем во многих случаях речь заходит нв лишь о нарушениях фактически познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих неприятности общения, внутренних конфликтах и др. Так, уже упоминавшийся американский исследователь Дж. Келли (1905—1966) в центр собственной теории «личностных конструктов» поставил представление о том, что главным есть то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий. По Келли, человек сооружает образ действительности на базе особенных—и личных—понятийных шкал, разрешающих устанавливать различия и сходства между событиями (несложные примеры: хороший—не добрый, сильный—не сильный и т. д.). Эти шкалы (они и имеется «личностные конструкты»), включенные в сложные связи, образуют совокупности, разрешающие выдвигать догадки о мире; неподтверждение догадок влечет отказ от конструкта или перестройку взаимоотношений между конст-

руктами. Личностные сложности, по Келли, обусловлены трудностями и неадекватностью конструктов в их перестройке; соответственно, на это и направляется коррекция. В психотерапии он внес предложение способ, именуемый «терапия фиксированной роли», на протяжении которой клиенту предлагают—на базе соответствующих приемов— наблюдать на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.

г) Психоаналитический подход.

Мы уже обсуждали разные направления психоанализа; при всех различиях, неспециализированная направленность терапии — оказать помощь клиенту распознать неосознаваемые обстоятельства тягостных болезненных проявлений и переживаний; за счет их проработки (в разных формах) предполагается возможность контроля и по крайней мере частичного овладения поведением и, как следствие, возможность лучностного роста.

Конкретные способы психоаналитической работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для 3. Фрейда главным был катартический способ;

катарсис, т. е. «очищение», он связывал с тем, что клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те эмоции, каковые подавлялись. Познание обстоятельств больных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим моментом выясняются вероятны за счет того, что психоаналитик, толкуя знаки фантазий и сновидений, трактуя спонтанные высказывания, фиксируя точки «сопротивления», дает соответствующие объяснения; в отреагировании большую роль играется перенос на терапевта тех эмоций, каковые не могли быть показаны в отношении их подлинных «объектов».

Для К.-Г. Юнга главным выступал способ «активного воображения», предполагавший взаимодействия и возможность встречи с знаками бессознательного. В терапии К. Хорни одним из ведущих выступал способ совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных неприятностей) и определения реалистических целей. Г.-С. Салливен главное внимание уделял «неспециализированной чувстве», появляющейся- в терапевтической обстановке между клиентом и терапевтом при применении способа «психиатрического интервью». Примеры возможно продолжать; при всех отличиях неспециализированная тенденция психоаналитического подхода такова, как обозначена выше. (См. кроме этого материал, по-

священный психоанализу, в соответствующем разделе данного пособия).

Обширно распространенным направлением психотерапии, кроме этого основанным на психоаналитических правилах, есть трансакционный анализ (в русских переводах употребляется кроме этого термин «трансактный анализ»), основателем которого есть Э. Берн. В соответствии с его представлениям, в каждом человеке «живет» тот ребенок, которым он был, тот взрослый, которым он на данный момент есть, и родительские образы. Соответственно, во сотрудничествах с другими людьми, мы ведем себя то как ребенок—вольный, творческий, раскованный («естественный ребенок») либо бунтующий против «давления сверху», приспосабливающийся, отчуждающийся («адаптированный ребенок»); то как родитель—наставляющий,под контролем которого находиться, запрещающий («опекающий родитель» и «осуществляющий контроль родитель»); то как взрослый, способный к реалистической оценке событий, разумный, зрелый, свободный. Цель терапии — высвободить человека от тех зависимостей, каковые получены им в юные годы и направляющие его в качестве необычных предписаний, заставляя «играться в игры», т. е. вести себя во сотрудничествах с другими (они и именуются трансакции) так, дабы извлекать определенные психотерапевтические пользы, подкрепляя родителя «и» позиции «ребёнка», в следствии чего появляется интеграция «эго-состояний», т. е. «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого» за счет ориентации на последнего.

д)Экзистенциально-гуманистический подход. К нему относят те теории и вытекающие из них совокупности личностной коррекции, каковые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность неприятностей ответственности человека и человеческого становления за собственный становление. самые важные из них мы разглядели в разделе, посвященном гуманистической психологии и логотерапии, например, подходам К. Роджерса и В. Франкла; отсылаем вас к этому разделу.

е)Гештальттерапия. Это направление мы кроме этого разбирали—в разделе, посвященном гештальтпсихологии и направлениям, с ней связанным.

ж)Психодрама. Это направление связано с именем Я. Л. Морено (1892—1974), американским психологом, которого многие авторы вычисляют основателем групповой психотерапии, т. е. терапии, осуществляющейся не в личной работе психолога с одним клиентом, а в работе психолога с группой, причем работа эта мо-

жет быть направлена на одного из участников группы либо на группу в целом. Психодрама воображает таковой способ групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме обстановки, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, снах, вероятны варианты с применением литературных текстов либо их пересказов. Сам рассказчик (протагонист), в зависимости от избранной формы работы, возможно участником либо зрителем, в большей либо меньшей степени влиять на ход драматизации. Ответственными условиями являются доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Живя» серьёзные обстановки, человек по-новому поймёт неприятности, методы собственного реагирования, отношения к событиям, сокровищам, конкретным людям, открывает новые самореализации построения и возможности отношений. Громадное значение имеет катарсический эффект, появляющийся при отреагирова-нии внутренних распрей, выявляющихся на протяжении психодраматического действия.

Элементы психодрамы активно применяются в разнообразных терапевтических направлениях, кроме фактически психодрамы,—в психоанализе, поведенческой терапии, гештальттерапии и др.

3)Телесно-ориентированный подход. Выделение телесно-ориентированного подхода в одном последовательности с психоаналитическим, поведенческим и др., не в полной мере корректно, т. к. он не воображает единую теоретическую платформу; вместе с тем мы сочли ответственным сообщить о нем намерено, т. к. сейчас принцип «лечения души» через действие на тело делается все более распространенным.

Основателем этого подхода в психологии нужно считать уже известного Вам В. Райха, предложившего совокупность «вегетотерапии». В его представлении, любое сдерживание энергии ведет к формированию «мышечных панцирей»; т. к. тело и душа едины, то возможно, «распуская» эти панцири, помогать человеку в высвобождении энергии и тем облегчать душевные страдания. Главные приемы наряду с этим связаны с дыханием и массажем, и двигательными упражнениями разного типа, голосовыми упражнениями.

Наибольшим продолжателем идей Райха явился создатель направления, именуемого «биоэнергетика», Александр Лоуэн. Главная цель терапии, по Лоуэну,— возвращение человека к его «первичной природе», т. е.

к состоянию искреннего наслаждения, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в судьбу (8). Основная неприятность содержится в том, что в ходе социализации человек уходит от собственных первичных потребностей, как бы отказываясь от них. «Возвращение к телу» осуществляется при помощи особых упражнений, основанных на расслаблении и напряжении определенных мышечных групп, вербальных методах высвобождения задержанной чувстве.

Из вторых способов телесно ориентированной терапии (их достаточно большое количество) отметим так именуемую «первичную терапию» Артура Янова (США), которая, не обращая внимания на собственную спорность, пользуется широкой популярностью (к примеру, ее процедурам подвергался Джон Леннон). В базе теории Янова—положение о том, что в следствии неудовлетворения базисных потребностей (биогенных и связанных с взаимоотношениями) у человека накапливается «первичная боль», воплощающаяся в напряжении — физическом и психологическом. Для разрядки напряжения, полагал Янов, человек с необходимостью обязан в терапевтическом ходе снова прожить события отдаленного прошлого, положившие начало «первичной боли»; как раз в них—обстоятельство главных расстройств. Эти события отреагируются криками, позами, словами, телесными перемещениями.

и)Психосинтез. Это направление связано с именем его основателя Роберто Ассаджиоли (1888—1974), что начинал как психоаналитик, став его пионером в Италии. Представление о личности в психосинтезе превосходно от психоаналитического, не смотря на то, что частично с ним соотносится. Ассаджиоли разглядывает семь составляющих: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные жажды и др.); среднее бессознательное (мысли, эмоции, каковые смогут легко осо-знаться, аналог фрейдовского предсознательного); высшее бессознательное, либо сверхсознание (способности и высшие чувства — интуиция, воодушевление); поле сознания — разбираемые мысли, эмоции, побуждения;

сознательная самость—«Я»—точка ясного осознава-ния; верховная самость — собственного рода «внутренний всевышний». Ключевую роль в психосинтезе играется понятие субличностей — как бы довольно свободных личностей в нас; к примеру, субличности смогут соответствовать ролям, каковые мы играем в жизни. В ходе терапии клиент определит о разных составляющих собственной личности и научается различать их от самого себя

(«мое, но не я») при помощи особых процедур, благодаря чему вероятно расширение поля сознания до всего количества бессознательного и постепенного открытие собственного объединяющего психотерапевтического центра. Психосинтез свидетельствует кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию около нового центра.

к)Трансперсональный подход. Мы уже мало говорили о трансперсональной психологии, обращающейся к поменянным состояниям сознания. Ее фаворит Станислав Гроф (чехо-словацкий, позднее американский психолог) отмечает сообщение собственных представлений с концепциями К.-Г. Юнга, Р. Ассаджиоли и представлениями А. Маслоу довольно пиковых чувств и «высших мотивов» (особенных переживаний типа воодушевления либо мистических видений). В трансперсональной психологии, например, употребляются понятия «коллективное бессознательное», «сверхсознание» и т. д., в психотических состояниях видится ресурс саморазвития и духовный кризис. Основной отличительной чертой трансперсонального подхода Гроф вычисляет модель людской души, в которой будут считаться «значимость духовного и космического возможностей и измерений для эволюции сознания» (6, с. 148) и готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Соответственно, особенные переживания, появляющиеся в поменянном состоянии сознания (к примеру, перинатальные воспоминания, т. е. воспоминания о ходе рождения) разрешают клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с названными измерениями. Как уже говорилось, широко известен способ «хо-лотропного дыхания», обрисованный нами коротко в одном из прошлых разделов.

ТЕРМИНЫ ДЛЯ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ

методика способ методика сравнительный способ лонгитюдный способ комплексный способ способ срезов экспериментатор испытуемый субъективный способ объективный способ наблюдение
опыт экспериментальная несколько контрольная несколько свободная переменная зависимая переменная лабораторный опыт естественный опыт констатирующий опыт формирующий опыт психодиагностика беседа стандартизация

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector