Культура народа есть частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, каковые воздействуют на развитие и становление хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной судьбы общества. В понятие культуры входит, конечно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что высказывает его духовную сущность, взор на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло в один момент по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего сначала из разных племен; как страны, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И целый уникальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя одновременно с этим собственные региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т.д.
На развитие русской культуры воздействовало кроме этого то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным интернациональным влияниям. И шло это из глубины столетий. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, вторых восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, сражалась, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, вторыми государствами и славянскими народами.
В пору уже собственного национального становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая Для собственного времени была одним из самые культурных стран мира. Так, культура Руси складывалась сначала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием разных культурных направлении, стилей, традиций.
В один момент Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но использовала к своим культурным традициям, к собственному дошедшему из глубины столетий народному опыту, пониманию окружающего мира, собственному представлению о красивом.
Исходя из этого в чертах русской культуры мы всегда сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их иногда большой духовной переработкой, их постоянным преломлением в полностью русском стиле. В случае если влияние иноземных культурных традиций было посильнее в городах, каковые сами по себе являлись центрами культуры, ее самые передовых для собственного времени линия, то сельское население было по большей части хранителем древних культурных традиций, которые связаны с глубинами исторической памяти народа. В деревнях и сёлах жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, тяжелее поддавались разным культурным новшествам.
Много лет русская культура — устное народное творчество, мастерство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение быстро изменилось. В первую очередь новая религия претендовала на то, дабы поменять мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, соответственно и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Но христианство, оказав сильнейшее действие на русскую культуру, в особенности в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, каковые были теснейшим образом связаны с судьбой церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Продолжительными годами в Киевской Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но так же, как и прежде существовало в отдаленных частях Руси, в особенности на северо-востоке, сохраняло собственные позиции в сельской местности Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной судьбы общества, в народном быту Языческие духовные традиции, народные в собственной базе, оказывали глубокое действие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Жёсткое аскетическое христианство Византии на русской языческой земле с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью значительно преобразилось, что отыскало отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в собственной базе культурное влияние было особенно громадно. Не просто так во многих церковных монументах культуры (к примеру, произведениях церковных авторов) мы видим совсем светские, отражение и мирские рассуждения чисто мирских страстей. И не просто так, что вершина духовного успехи Старой Руси — очень способное «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.
синтетичность и Эта открытость древнерусской культуры, ее замечательная опора на народное восприятие и народные истоки, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний стало причиной тому, что во всемирной истории именуют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются рвение к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, простота и цельность в мастерстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала громадная слитность творца культурных сокровищ с природой, его чувство сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их несчастья и боль. Не просто так снова же одним из любимых культуры русской и образов церкви стал образ Глеба и святых Бориса, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку для людей. характерные черты и Эти особенности культуры Старой Руси проявились не сходу. В собственных главных обличьях они развивались в течение столетий. Но позже, уже отлившись в более либо менее устоявшиеся формы, продолжительно и везде сохраняли собственную силу. А также тогда, в то время, когда единая Русь политически распалась, неспециализированные черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Не обращая внимания на политические трудности, на местные изюминки, это все равно была единая русская культура X — начала XIII в. Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним странам на долгое время прервали это единство.
Старая РУСЬ ЗА 10 Мин.