Происхождение и ранняя история восточных славян (население, занятия, общественное устройство, религия).

Билет №1

Происхождение восточных славян

Предки славян с покон веков жили на территории Центральной и Восточной Европы. По собственному языку они относятся к индоевропейским народам. Археологи уверены в том, что славянские племена возможно проследить согласно данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их именуют праславяне) находят среди племен, населявших бассейн Одры, Днепра и Вислы; в бассейне Дуная и на балканском полуострове славянские племена показались только в начале н.э. Быть может, что о предках славян говорит Геродот, в то время, когда обрисовывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он именует их сколотами либо борисфенитами (Борис-фен — наименование Днепра у древних авторов). Древние авторы I-VI в.в. н.э. именуют славян венедами, антами, склавинами. Предполагаемая большая территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Оки и Сейма, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На данной территории обитало пара сот славянских племен.

Расселение восточных славян.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Примерно к этому времени относится происхождение больших племенных альянсов восточных славян. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных альянсах, именуя более десятка племенных объединений восточных славян. Таковой племенной альянс включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи, по берегам Припяти — древляне, по Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке — вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне, по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, около озера Ильмень — ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. самые развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила необычная граница, за которой племена жили зверинским образом. Согласно данным летописца, почва полян кроме этого называлась Русь. Одно из объяснений происхождения термина Русь, выдвигаемых историками, связано с заглавием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — хазары и печенеги, на востоке — волжские булгары и бессчётные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Занятия

Главным занятием восточных славян было земледелие. Выращивались кроме этого и технические культуры (лен, конопля) . Южные почвы славян обгоняли в собственном развитии северные, что разъяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии земли. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, и имели давешние связи с рабовладельческими странами Северного Причерноморья. У славянских племен существовали две главные совокупности земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей совокупностью земледелия была подсечно-огневая. В первоначальный год при подсечно-огневой совокупности на осваиваемом участке деревья подрубали, и они высыхали. В будущем году срубленные пни и деревья сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал высокий урожай, позже почва истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Главными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, борона и заступ-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно жерновами и каменными зернотёрками.

В южных районах ведущей совокупностью земледелия был перелог. При наличии громадного количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а по окончании истощения земли переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве главных орудий применяли рало, а потом древесный плуг с металлическим лемехом. Плужное земледелие было более действенным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в будущем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья. Рост количества серебра римских и кладов монет, обнаруженных почвах восточных славян, говорит о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II — IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, взявшего наименование четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской совокупности мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют отысканные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах применяли волов, в лесной полосе — лошадей. Ответственное место в хозяйстве восточных славян игрались охота, бортничество и рыболовство (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были главными предметами внешней торговли.

Город

Примерно в VII — VIII вв. ремесло совсем отделяется от земледелия. Выделяются эксперты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники в большинстве случаев концентрировались в племенных центрах — градах либо на городищах — погостах, каковые из армейских упрочнений неспешно преобразовываются в торговли города и центры — ремесла. В один момент города становятся резиденциями носителей и оборонительными центрами власти. Города, в большинстве случаев, появлялись при слиянии двух рек, поскольку такое размещение снабжало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, именовалась кремлем либо детинцем. В большинстве случаев, со всех сторон кремль был окружен водой, поскольку реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города именовалась посадом. Старейшие города появлялись значительно чаще на наиболее значимых торговых дорогах. Одним из таких торговых дорог был путь из варяг в греки. Через Неву либо Волхов и Западную Двину с его притоками и потом через совокупность волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и потом до Византии. Совсем данный путь сложился к IX в. Вторым торговым методом, одним из старейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со государствами Востока.

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил потребовал больших затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, каковые необходимо было делать в ограниченные и строго определенные сроки, имел возможность выполнить лишь коллектив. С этим связана громадная роль общины в жизни славянских племен.

Обработка почвы стала вероятна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Уроженцы родовой общины уже не были обречены на смерть, т.к. имели возможность осваивать стать и новые земли участниками территориальной общины. Родовая община разрушалась кроме этого на протяжении освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов. Любая община обладала определенной территорией, на которой жили пара семей. Все владения общины делились на публичные и индивидуальные. Дом, приусадебная почва, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Неспециализированную собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. покосы и Пахотная земля имели возможность иногда делиться между общинниками.

походы

Распаду первобытнообщинных взаимоотношений содействовали походы славян и, в первую очередь, походы на Византию. Участники этих походов приобретали солидную часть военной добычи. Особенно большой была часть армейских предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Неспешно около князя складывается особенная организация опытных солдат — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его хозяйство и двор. Наиболее значимые вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах. Кроме опытной дружины существовало кроме этого и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Культура восточных славян

О культуре славянских племен известно мало. Это разъясняется очень скупыми данными источников. Изменяясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили большой пласт древних вер. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о жизни и природе людей. До наших дней дошло весьма мало образцов мастерства древних славян. В бассейне реки Рось был отыскан занимательный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с копытами и золотыми гривами и серебряные изображения мужчин в обычной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей свойственны сложные композиции из людских фигур, зверей, змей и птиц. Многие сюжеты в современном народном мастерстве имеют весьма старое происхождение и мало изменились с течением времени.

Религия

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли разные силы природы. На ранней ступени собственного развития они верили в хороших и злых духов. Потом сложился достаточно развитый пантеон славянских всевышних, включавший как местных, так и общеславянских всевышних. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-всевышний (у некоторых славянских племен он именовался Ярило, Хорос), богатства и бог скота — Велес, всевышний огня — Сварог, войны и бог грозы — Перун, плодородия и богиня земли — Мокошь. Славяне изготавливали древесные и каменные изваяния собственных всевышних. Местами поклонения помогали священные рощи, источники. Помимо этого, у каждого племени существовали неспециализированные святилища, куда сходились все члены племени на очень праздничные праздничные дни и для ответа ответственных дел.

С возрастанием военной дружины и роли князя в жизни племени Перун — войны и бог грозы — делается главным всевышним славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические соглашения. Священным считался домашний очаг либо печь как знак семьи. Огню молились в большинстве случаев под овином, в котором сушилось зерно. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздничных дней в честь смены и солнца времен года. Языческие обряды должны были обеспечить большой урожай, здоровье скота и людей. Особенными обрядами сопровождались наиболее значимые события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть. Ответственное место в религии древних славян занимал культ предков. Обширно был распространен возведения сожжения и обычай покойников над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с погибшими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен либо рабыню. В честь погибшего устраивали пир — тризну и армейские состязания.

Восточные славяне. Подготовка к ЕГЭ по истории. Экзамер


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: