Iii. методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские занятия

Рабочая программа предусматривает проведение семинарских занятий, которые посвящены обсуждению теоретических вопросов и проблем. Теоретический семинар рассчитан на повышение уровня самостоятельной работы студентов по земельному праву.

Преподаватель, ведущий семинарские занятия, должен внимательно ознакомиться с учебно-методическим комплексом по дисциплине.

Основанием для введения названной формы обучения является идея перехода от информационно-догматического метода подготовки юристов к их методологической подготовке на базе усвоения важнейших фундаментальных категорий земельного права, развития навыков самостоятельной работы с литературой, законом, анализа практической деятельности различных органов государственной власти, умения реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться юристу в практической деятельности.

Главное внимание при проведении семинарских занятий должно уделяться выработке у студентов навыков применения законодательства, регулирующего данный вид отношений, а также судебной практики.

Задаваемые студентам для подготовки дома теоретические вопросы для обсуждения на семинарских занятиях должны тщательно продумываться, чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы.

Работа каждого студента на семинарских занятиях отмечается преподавателем в своей тетради и обязательно учитывается на экзамене. Если преподаватель не принимает экзамен в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого студента в течение всего года.

На первом занятии следует:

познакомиться с группой, в частности спросить, кто из студентов работает, какие у них представления о будущей работе и т.д.;

рассказать о кафедре природоресурсного, аграрного и экологического права;

подробно рассказать о целях и задачах изучения курса земельного права, о сложности законодательства о земле, о важности систематического и целенаправленного его изучения во всех формах (лекции, учебная литература, самостоятельная работа, консультации, курсовые работы);

познакомить студентов с юридическими журналами, в частности с журналами «Экологическое право», «Правоведение», «Хозяйство и право», «Государство и право», «Экология и право», «Законодательство» и такими изданиями, как «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ»;

рассказать, как писать и оформлять курсовые работы.

Теоретические семинары могут быть различными по своему характеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит преподаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа теоретических семинаров.

— познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы. Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. При этом могут быть использованы организации такого семинара, в частности общее задание всем студентам изучить определение понятия или конструкции (категории); возможно поручение одному или нескольким студентам подготовить небольшое сообщение по тому или иному вопросу и последующее его обсуждение; можно дать задание студенту или нескольким студентам изучить определенные статьи в журналах, освещающие ту или иную категорию земельного права. Возможно сочетание определенных методов по усмотрению преподавателя.

-дискуссия. Семинар данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучена тема или значительная ее часть по определенному крупному и достаточно дискуссионному вопросу. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый высказывает свою позицию, с последующим подведением итогов. В этом случае можно использовать некоторые элементы «деловой игры», в частности разбить студентов по группам, каждая из которых должна отстаивать определенную позицию с необходимыми доказательствами. Можно выделить также и группу «экспертов», которые должны проанализировать выступления и сделать вывод о том, какую позицию лучше принять во внимание. Роль преподавателя здесь еще больше, особенно в период подготовки такого семинара, где необходимо определить круг спорных проблем, соответственно подобрать литературу, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п. В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом, оценить проделанную студентами самостоятельную работу. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы студенты в период дискуссии ссылались не только на прочитанную литературу, но и на арбитражную и судебную практику. Необходимо обращать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения.

— итоговый. Его проведение возможно в конце изучения темы как подведение итогов. Организация такого семинара возможна в виде конференции или в ином виде. Цель семинара — лучше выявить знания студентов и оценить их.

Выбор типа теоретического семинара по конкретной теме — дело преподавателя. Это зависит и от темы, и от характера группы. Не следует думать, что по каждой теме надо проводить все три вида теоретического семинара. Это невозможно. Следует выбирать, что важнее для данной темы и для данной группы.

Как удерживать внимание детей учеников на уроке. Произвольное и непроизвольное внимание. Вебинар

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector