Идея литературного произведения

При анализе литературного произведения традиционно применяют понятие «мысль», под которой значительно чаще имеется в виду ответ на вопрос, якобы поставленный автором.

Мысль литературного произведения – это основная идея, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения.

Художественная мысль произведения – это содержательно-смысловая целостность художественного произведения как продукта освоения жизни и эмоционального переживания автором. Эту идею нельзя воссоздать средствами вторых искусств и логическими формулировками; она выражается всей художественной структурой произведения, взаимодействием и единством всех его формальных компонентов. Условно (и в более узком значении) мысль выделяется как основная идея, жизненный урок и «идейный вывод», конечно вытекающие из целостного постижения произведения.

Мысль в литературе – это идея, заключённая в произведении. Идей, высказанных в литературе, очень много. Существуют идеи логические и идеи абстрактные. Логические идеи – это понятия, каковые легко передаются без образных средств, их мы способны принимать интеллектом. Логические идеи характерны документальной литературе. Для художественных же романов и повестей свойственны философские и социальные обобщения, идеи, анализы следствий и причин, другими словами абстрактные элементы.

Но существует и особенный вид весьма узких, еле уловимых идей литературного произведения. Художественная мысль – это идея, воплощенная в образной форме. Она живёт лишь в образном претворении и не может быть изложена в виде предложения либо понятий. Особенность данной мысли зависит от раскрытия темы, мировоззрения автора, передаваемого поступками и речью персонажей, от изображения картин судьбы. Она – в сцеплении логических мыслей, образов, всех значимых композиционных элементов. Художественная мысль не может быть сведена к рациональной идее, которую вероятно конкретизировать либо проиллюстрировать. Мысль этого типа неотъемлема от образа, от композиции.

Формирование художественной идеи – это сложный творческий процесс. В литературе на него воздействуют персональный опыт, мировоззрение писателя, познание судьбы. Мысль может вынашиваться десятилетия и годы, и создатель, стремясь её воплотить, страдает, переписывает рукопись, ищет подходящие средства воплощения. Все темы, персонажи, все события, подбираемые автором, нужны для более полного выражения основной идеи, её нюансов, оттенков. Но нужно осознавать, что художественная мысль не равна идейному плану, тому замыслу, что довольно часто появляется не только в голове писателя, но и на бумаге. Исследуя внехудожественную действительность, прочитывая ежедневники, записные книжки, рукописи, архивы, критики восстанавливают историю плана, историю создания, но обычно не выявляют художественную идею. Время от времени не редкость, что создатель идёт против себя, уступая начальному плану для художественной правды, внутренней идеи.

Одной мысли не хватает, дабы писать книгу. В случае если заблаговременно известно всё то, о чём хотелось бы поведать, то не следует обращаться к художественному творчеству. Лучше – к критике, публицистике, журналистике.

Мысль литературного произведения не имеет возможности находиться в одной фразе и одном образе. Но писатели, в особенности романисты, время от времени пробуют формулировать идею собственного произведения. Достоевский об «Идиоте» писал: «Основная идея романа – изобразить положительно красивого человека». За такую декларативную идеологию Достоевского ругал, к примеру, Набоков. Вправду, фраза великого романиста не проясняет, для чего, из-за чего он это сделал, какова художественная и жизненная база его образа. Но тут вряд ли возможно занять сторону Набокова, приземлённого писателя второго последовательности, ни при каких обстоятельствах, в отличие от Достоевского, не ставящего перед собой творческих сверхзадач.

ФАБУЛА и Сюжет

Категориями художественной формы являются сюжет (и фабула), композиция

Различие между «фабулой» и «сюжетом» определяется по-различному, кое-какие критики не видят принципиальной отличия между этими понятиями, для других же «фабула» – это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» – это та последовательность, в которой их располагает создатель.

Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности. Термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «база», «ядро» повествования.

Сюжет – это отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутрисвязанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих единство, составляющих некое законченное целое. Сюжет имеется форма развертывания темы – художественно выстроенное распределение событий.

Движущей силой развития сюжета, в большинстве случаев, есть конфликт (практически «столкновение»), конфликтная жизненная обстановка, поставленная писателем в центр произведения.

Композиция литературно-художественного произведения

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector