Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие

СМ. шпору №9 + почитай для неспециализированного развития внизу :)

Эра Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, в особенности громадно. М. С. Горбачев начинал собственные реформы как раз в сфере публичной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эры была ‘Гласность’, Гласность была задумана как модернизация и оживление национальной идеологии, и не смотря на то, что сначала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с ‘буржуазной свободой слова’, но удержать начавшийся процесс под национальным и партийным контролем не удалось. Везде началось открытое обсуждение вопросов, каковые раньше, в эру тотального контроля, обсуждались лишь тайком ‘на кухнях’. Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, быстро подорвали авторитет партии, отнять у неё монополии на истину.

‘Толстые’ литературные издания печатали малоизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, воображающие новый взор на историческую правду. Именно поэтому тиражи их быстро возросли, а подписки на самые популярные из них (‘Нева’, ‘Новый мир’, ‘молодость’) попали в разряд острейшего недостатка и распространялись ‘по лимиту’, т. е. ограниченным числом. За пара лет в изданиях и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина (‘В круге первом‘, ‘Раковый корпус’, ‘Архипелаг ГУЛАГ’), Ю. Домбровского (‘Хранитель древностей’), Е. И. Замятина (‘Мы’), М. А. Алданова (‘Святая Елена, мелкий остров’), Б. Л. Пастернака (‘Врач Живаго’), М. А. Булгакова (‘Мастер и Маргарита‘), В. В. Набокова (‘Лолита’), Б. Пильняка (‘Обнажённый год’, ‘Повесть непогашенной Луны’), А. Платонова (‘Чевенгур’, ‘Котлован’), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, художников и музыкантов, трудившихся конкретно в годы Перестройки -Роман Ч. Айтматова ‘Плаха’ (1986 г.), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, метафоричностью и мифологической образностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, необычным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова ‘Дети Арбата’ (1987 г.), в котором эра культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева ‘Белые одежды’ (1987 г.) и Д. А. Гранина ‘Зубр’ (1987 г.). Послевоенным ‘детдомовским’ детям, ставшим случайными жертвами событий, которые связаны с насильственным выселением с родной почвы чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина ‘Ночевала тучка золотая’ (1987 г.). Все эти произведения позвали громадной публичный резонанс и сыграли значительную роль в развитии русской культуры, не смотря на то, что обычно публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

В 90-х годах появл Постмодернизм. Характерной чертой концепции постмодернизма считается ‘цитатность’. К примеру роман популярного современного писателя В. Пелевина ‘Пустота и Чапаев’ во многом выстроен на аллюзиях с популярными в советское время смешными рассказами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, не смотря на то, что обращение в книге идет совсем о втором. Ничего общего у пелевинского Чапаева с настоящим храбрецом гражданской войны нет, но в нем угадываются отсылки и намёки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина ‘Generation П’, ‘Амон Ра’, ‘Жизнь насекомых’ и др.

В ‘возвращенной’ (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эре сталинизма, как то было десять лет назад, а постмодернистские по духу произведения с элементами ‘цитатной’ игры: ‘Москва — Петушки’ Венедикта Ерофеева (1969 г.), ‘Пушкинский дом’ Андрея Битова (1971 г.).

С проникновением рыночных взаимоотношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого разного качества: детективы, фантастика, так именуемые женские романы. Среди мастеров детективного жанра самый известны В. Доценко (‘Свирепый’), Ф. Незнанский (‘Марш Турецкого’), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской). На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е гг. приходит фантастика в стиле ‘фентази’, родоначальником которой во всемирной литературе был учёный и английский писатель Дж. Толкиен. Русское фентази представлено произведениями М. Семеновой (‘Волкодав’) и Н. Перумова (‘Алмазный клинок, древесный клинок’ и пр.) Для фентази характерно применение мифологических образов, обращение к классическому сознанию, через призму которого наблюдают на мир храбрецы фентазийных романов. В случае если в научной фантастике вымысел имеет, в большинстве случаев, технический темперамент (авторы условно допускают, что существует машина времени, что вероятны межзвездные перелеты и т. д.), то фентази исходит из допущения действительности сказочных по сути явлений (храбрецы пользуются волшебством, борются со злыми волшебниками, общаются с драконами, эльфами, гномами и т. п.). самая близкая аналогия фентази — литературная сказка, но ‘сказка для взрослых’.

Культура России во 2-й половине XIX века. Золотой век русской литературы. Видеоурок по истории

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector