Другие походы, состоявшиеся в седьмом году хиджры

Поход на Зат ар-Рика‘

Обезопасив мусульман от двух из трех сил, являвшихся составными частями союзных племен, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял возможность сосредоточить все внимание на третьей силе, иначе говоря на жестокосердных бедуинах, кочевавших по пустыням Неджда и продолжавших иногда заниматься разбоем и грабежами.

Потому, что эти бедуины жили не в каком-то определенном селении либо городе и не скрывались в крепостях и укреплениях, установить над ними полный контроль и избавиться от причиняемого ими зла было существенно тяжелее, чем совладать с мекканцами либо обитателями Хайбара. Вот из-за чего единственным средством действия на них оставались иногда предпринимавшиеся с целью устрашения бедуинов походы.

Чтобы показать соперникам собственную силу либо же по той причине, что бедуины стали собирать силы для очередного набега на предместья Медины, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повел мусульман в поход, ставший известным как поход на Зат ар-Рика‘.

По большей части авторы книг о походах информируют, что данный поход прошёл в четвертом году хиджры, но участие в нем Абу Мусы аль-Аш‘Абу и ари Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, показывает на то, что он был предпринят уже по окончании похода на Хайбар. Вероятнее данный поход прошёл в месяце раби аль-авваль седьмого года хиджры.

Кратко сущность сообщений авторов биографий, касающихся этого похода, сводится к тому, что, определив о концентрации сил племен анмар либо бану са‘ляба и бану мухариб из группы племен гатафан, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сразу же выступил в поход против них во главе четырехсот либо семисот собственных сподвижников, оставив в Медине за старшего Абу Зарра либо Усмана бин Аффана, да будет доволен Аллах ими обоими. Продвигаясь вглубь территории обитания этих племен, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достиг места называющиеся Нахль, расположенного на расстоянии двух дней пути от Медины, где встретился с группой бедуинов из гатафан. До боя дело не дошло, но в тот сутки пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил со собственными сподвижниками молитву в угрожающих событиях (салят аль-хауф).

Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сообщил:

(в один раз) шестеро из нас[1014] выступили в поход вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и у нас был лишь один верблюд, на котором мы ехали попеременно. Вследствие этого подошвы отечественных ног стерлись и я (также) стер себе ноги и (кроме того) лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и (исходя из этого данный поход) был назван “Зат ар-рика‘”[1015].[1016]

Помимо этого, аль-Бухари приводит и второй хадис, в котором сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщил:

– (В свое время) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учавствовали в походе на Зат ар-Рика‘[1017]. Добравшись до дерева, отбрасывавшего густую тень, мы предоставили (это место) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спешился, а люди разошлись в различные стороны среди зарослей терновника, хотя укрыться в тени деревьев. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (кроме этого) расположился в тени акации, повесив на него собственный клинок. И мы мало поспали, а позже (в том направлении) явился какой-то человек из многобожников, (заметил, что клинок пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) висит на дереве, выхватил его из ножен и сообщил: “Опасаешься меня?” (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Нет.” (Данный человек) задал вопрос: “Кто же защитит тебя от меня?” – (на что он) ответил: “Аллах!”

Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщил:

– Мало поспав, мы внезапно (услышали, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кличет нас, явились к нему, и оказалось, что рядом с ним сидит какой-то бедуин. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Данный (человек) извлёк из ножен мой клинок (и поднял его) на меня, в то время, когда я дремал, а в то время, когда я проснулся, он держал обнаженный клинок в собственной руке. Он сообщил мне: “Кто защитит тебя от меня?” – а я трижды ответил (ему): “Аллах!” – и вот он сидит тут”. И затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (кроме того) не стал упрекать его.

В второй версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщил: “Было заявлено о начале молитвы, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил два раката с одной группой людей, каковые позже отошли назад, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил еще два раката с другой группой. Так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил четыре раката молитвы, а все остальные – по два”.[1018]

В той версии этого хадиса, которую приводит Абу ‘Авана, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сообщил:

– И клинок выпал из его руки, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, забрал его и задал вопрос: “А кто защитит тебя от меня?” (Человек) взмолился: “Пощади!” – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “ Засвидетельствуешь ли ты, что нет всевышнего, не считая Аллаха, и что я – посланник Аллаха?” Он сообщил: “(Нет, но) я обещаю тебе не сражаться против тебя и не присоединяться к тем, кто сражается с тобой!” – и он отпустил его, а в то время, когда (данный человек) возвратился к своим товарищам, он сообщил (им): “Я пришел к вам от лучшего из людей!”[1019]

В второй версии этого хадиса, приводимой аль-Бухари, сообщается, что Мусаддад передал со слов Абу ‘Аваны, что Абу Бишр сообщил: “Имя этого человека – Гаурас бин аль-Харис”.[1020] Ибн Хаджар пишет: “Вследствие этого сообщением аль-Вакиди отмечает, что этого бедуина кликали Да‘сур и что он принял ислам, но, судя он утвержает, что речь заходит о двух различных походах, а Аллах знает об этом лучше”.[1021]

Именно поэтому походу сердцам жестокосердных бедуинов наконец-то удалось внушить ужас. В случае если мы обратим более внимание на походы , состоявшиеся по окончании похода Зат ар-Рика‘, то заметим, что с того времени племена из группы гатафан больше уже не осмеливались поднимать голову, а неспешно успокаивались и не только признавали собственный поражение, но и принимали ислам, а кое-какие из этих племен кроме того учавствовали в завоевании Мекки вместе с мусульманами, а затем принимали участие в сражении при Хунайне[1022] и взяли собственную долю военной добычи. Помимо этого, по окончании завоевания Мекки к ним направлялись сборщики закята, которым они отдавали положенное. Так было сломлено сопротивление третьей силы, входившей в состав союзных племен, по окончании чего во всем регионе воцарились спокойствие и мир, а у мусульман хватало сил чтобы легко улаживать недоразумения с отдельными племенами, жившими в некоторых вторых местах. Более того, данный поход положил начало подготовке к завоеванию крупных царств и целых стран, поскольку в самой Аравии события складывались для мусульман и ислама благоприятно.

По окончании возвращения из этого похода посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Медине до месяца шавваль седьмого года хиджры. В течение этого периода он послал в поход пара отрядов. Ниже приводятся кое-какие подробности, имеющие отношение к этим походам.

1. В месяце сафар либо раби аль-авваль седьмого года хиджры отряд под руководством Галиба бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, двинулся в поход на племя бану аль-муляввах, обитавшее недалеко от Кудайда. Люди из этого племени убили товарищей Башира бин Сувайда, да будет доволен ими Аллах, и цель похода была в том, чтобы отомстить им за это. Мусульмане напали на них ночью, кого-то из них убили и угнали большое количество скота. Вдогонку за ними ринулся большой отряд соперника, но в то время, когда данный отряд приблизился к мусульманам, отправился ливень, потоки воды отделили их друг от друга и мусульманам удалось благополучно уйти.

2. Поход на Хасму в месяце джумада ас-санийа седьмого года хиджры. Об этом походе мы упоминали в главе о переписке посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с правителями и различными царями.

3. Поход отряда из тридцати человек под руководством Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, на Турбу, прошедший в месяце ша‘бан седьмого года хиджры. Солдаты шли ночью и скрывались днем, но известия об этом дошли до людей из племени хавазин, каковые успели убежать. Добравшись до их поселений, Умар, да будет доволен им Аллах, никого не нашёл и возвратился в Медину.

4. Поход отряда из тридцати человек под руководством Башира бин Са‘да аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, на племя бану мурра, обитавшее рядом от оазиса Фадак, в месяце ша‘бан седьмого года хиджры. Напав на них, данный отряд захватил большое количество скота, а позже двинулся назад, но к ночи был настигнут погоней. Мусульмане отстреливались от преследователей до тех, пока у его товарищей и Башира, да будет доволен ими Аллах, не кончились стрелы, по окончании чего все они были убиты, не считая Башира, что укрылся в Фадаке и жил среди иудеев, пока его раны не зажили, а позже он возвратился в Медину.

5. Поход отряда из 100 тридцати человек под руководством Галиба бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, на племена бану ‘аваль и бану абд бин са‘ляба, обитавшие в районе аль-Майфа‘а (согласно другой информации, это был поход в том направлении, где обитал род аль-хурака[1023] племени джухайна). Мусульмане напали на них, убили некоторых из тех, кто вступил с ними в бой и угнали большое количество скота. На протяжении этого похода Усама бин Зайд, да будет доволен им Аллах, убил Мирдаса бин Нахика по окончании того, как данный человек сообщил: “Нет всевышнего, не считая Аллаха”, а позже пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил Усаме: “А разве имел возможность ты рассечь его сердце, дабы определить, сердцем он сказал это либо нет[1024]?!”

6. Поход отряда из тридцати человек под руководством Абдуллаха бин Равахи, да будет доволен им Аллах, на Хайбар в месяце шавваль седьмого года хиджры. Обстоятельством его послужило то, что Асир (либо Башир) бин Разам начал собирать силы гатафан для нападения на мусульман. Мусульманам удалось выманить оттуда Асира с тридцатью его товарищами, дав обещание ему, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначит его руководить Хайбаром. В то время, когда они добрались до Каркарат Нийар обе стороны стали подозревать приятеля в плохих планах, в следствии чего между ними разгорелся ожесточённый бой, в котором Асир и все его товарищи были убиты.

7. Поход отряда из 300 мусульман под руководством Башира бин Са‘да аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, в Йемен и Джабар, где, по одним сведениям, обитало племя гатафан, а по вторым – племена фазара и ‘узра, прошедший в месяце шавваль седьмого года хиджры. Этому отряду предстояло сразиться с большими силами соперника, что планировал напасть на Медину. Мусульмане шли ночами и скрывались днем, что же касается бедуинов, то, определив об их приближении, они разбежались, а Башир захватил большое количество скота и забрал в плен двух человек. Он привел их в Медину к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и потом они приняли ислам.

8. Поход Абу Хадрада аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, на аль-Габу. Ибн аль-Каййим упоминает о нем среди вторых походов, прошедших в седьмом году хиджры до умры возмещения (умрат аль-када). Кратко сущность этого сообщения сводится к тому, что какой-то человек из племени джушм бин му‘авийа явился с многочисленным отрядом в аль-Габу чтобы поднять людей из племени кайс на войну против мусульман. Определив об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил в том направлении Абу Хадрада с двумя вторым людьми, да будет доволен ими Аллах, для оценки обстановки. Абу Хадрад создал умный армейский замысел, в следствии чего неприятель был полностью разбит, а мусульмане захватили большое количество верблюдов и овец.[1025]

Какой на данный момент год по Хиджре – исламскому лунному календарю?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector