Доходный подход к оценке объектов интеллектуальной собственности

В основе доходного подхода определение экономического результата (дохода, прибыли) от использования объектов интеллектуальной собственности. При этом оцениваются следующие критерии:

– среднегодовой выпуск продукции;

– стоимость единицы продукции;

– срок действия лицензионного соглашения или срок реализации продукции;

– период освоения предмета лицензии;

– норма прибыли, рентабельность;

– коэффициент технико-экономической значимости объектов интеллектуальной собственности;

– правовая защита продукции;

– среднегодовая ставка процента за кредит и др.

В общем случае стоимость объекта промышленной и других видов интеллектуальной собственности, определяемая по прибыли (Со), может быть рассчитана по формуле:

С0 = П ? Д ? Т

где: П – годовая прибыль от использования запатентованной продукции, руб.;

Д – доля прибыли, приходящаяся на объект промышленной собственности;

Т – время, за которое производится расчет прибыли.

Величина Д зависит от уровня техники, ее правовой защиты, экономических факторов, наличия ноу-хау, и т.д. Величина Д определяется, как правило, экспертным путем и обычно составляет 10-35% от общей массы прибыли от использования материального объекта техники (продукции), в котором (или в его части) воплощен объект интеллектуальной собственности.

В практике заключения лицензионных договоров, широко используется метод стандартных ставок роялти. Сущность метода состоит в подборе соответствующих значений так называемых стандартных ставок роялти, получении данных по объему производства и ценам продукции по лицензии, установлении срока действия лицензионного договора. Стандартные ставки роялти представляют собой выработанные практикой, как правило, выраженные виде процента от цены единицы (партии) продукции или от суммы продаж продукции по лицензии, норму отчислений в пользу лицензиара.

Доходный подход представлен следующими методами оценки интеллектуальной собственности:

– методом избыточных прибылей;

– методом дисконтированных денежных потоков;

– методом освобождения от роялти;

– методом преимущества в прибылях.

Метод избыточных прибылей основан на предпосылке о том, что избыточные прибыли приносят предприятию не отраженные в балансе нематериальные активы, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Этим методом оценивают преимущественно гудвилл.

Основные этапы метода избыточных прибылей:

1. Определение рыночной стоимости всех активов.

2. Нормализация прибыли оцениваемого предприятия.

3. Определение среднеотраслевой доходности на активы или на собственный капитал.

4. Расчет ожидаемой прибыли на основе умножения среднего по отрасли дохода на величину активов (или на собственный капитал).

5. Определение избыточной прибыли. Для этого из нормализованной прибыли вычитают ожидаемую прибыль.

6. Расчет стоимости гудвилла путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации.

Метод дисконтированных денежных потоков. При дисконтировании денежных потоков проводятся следующие работы:

1. Определяется ожидаемый оставшийся срок полезной жизни, т.е. период, в течение которого прогнозируемые доходы необходимо дисконтировать.

2. Прогнозируются денежный поток, прибыль, генерируемая нематериальным активом.

3. Определяется ставка дисконтирования.

4. Рассчитывается суммарная текущая стоимость будущих доходов.

5. Определяется текущая стоимость доходов от нематериального актива в постпрогнозный период (если в этом есть необходимость).

6. Определяется сумма всех стоимостей доходов в прогнозный и постпрогнозный периоды.

Метод освобождения от роялти. В этом методе делается допущение о том, что патентом владеет третья сторона, и, следовательно, истинный владелец должен платить роялти за право пользования запатентованным средством. В силу того, что патент на самом деле является собственностью его истинного владельца, ему не нужно платить роялти – отсюда название метода «освобождение от роялти».

Согласно данному методу стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Размер роялти определяется на основании анализа рынка. Этот метод несет черты как доходного, так и сравнительного подхода.

Формула цены лицензии на базе роялти имеет следующий вид:

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector