Предварительные варианты выбора трассы морского трубопровода основываются на имеющихся гидрографических материалах. При этом, как правило, с целью сокращения капитальных затрат и эксплуатационных расходов стремятся осуществить прокладку по кратчайшему пути и одновременно обеспечить условия, при которых трубопровод в период строительства и эксплуатации подвергался бы минимальным нагрузкам.
При выборе трассы следует учитывать также устройство береговой площадки для производства подготовительных работ. Ровные и большие площадки на берегу создают благоприятные условия для монтажа и укладки трубопровода длинными секциями и, в особенности для последующей прокладки способом протаскивания по дну или на плаву.
В отдельных случаях для обеспечения устойчивости трубопровода к воздействию волнений и течений, а также для улучшения технологического процесса работ на берегу и в море бывает целесообразно укладывать трубопроводы по удлиненной трассе.
При проектировании морских трубопроводов следует учитывать судоходство вблизи трассы, якорные стоянки для плавучих средств, а также близлежащие морские нефтепромысловые и другие гидротехнические сооружения.
После предварительной обработки гидрологического материала и необходимых данных по вариантам выбора трассы производят повторные промеры глубин, подробные инженерно-геологические изыскания по наивыгоднейшему варианту выбора трассы, в которых освещаются геологическое строение дна моря, мощность активного слоя наносов, их гранулометрический состав, степень мутности (объемный вес) воды с учетом взвешенных твердых частиц у дна моря при штормовых волнениях.
Кроме того, следует иметь сведения о температуре воды по месяцам с минимальным и максимальным значением у дна на различных глубинах, об осадках, туманах, а также о других гидрологических и метеорологических данных по временам года.
Наряду с проведением изыскательских и исследовательских работ на море проводят топографическую съемку и инженерно-геологические изыскания береговой полосы, отведенной под монтажную площадку и другие сооружения производственного назначения.
Выбор трассы подводного трубопровода в основном зависит от естественных условий акватории ? рельефа берега и дна, геологии района, изменяемости берегов, устойчивости грунтов, ветров, волнений, течений и движения наносов и, наконец, от гидрохимических и гидробиологических факторов.
Выбор трассы морского трубопровода производится на основании оптимизационных расчетов по различным критериям. В качестве основных критериев оптимальности, кроме стоимости, следует принимать техническую и экологическую безопасность сооружения. С этой целью по специальным методикам производится отбор образцов грунта (рис. 8.1).
При выборе технических средств отбора грунта рекомендуется придерживаться следующих положений.
1.При глубине моря до 50 м наиболее эффективны пробоотборники ударно-забивного типа с пневматическим или гидравлическим приводом.
2.Для опробования рыхлых придонных отложений при глубине моря 50—300 м эффективны пробоотборники ударно-забивного типа с гидравлическим приводом.
3.При отборе проб твердых пород рекомендуется использовать вращательные пробоотборники.
4.При отборе проб рыхлых осадков на глубинах свыше 300 м целесообразно применять пробоотборники гравитационного типа.
5.Для измерения физико-механических свойств грунта дна применяются автоматические установки статического зондирования.
Благодаря накопленному за последние годы опыту применения обитаемых подводных аппаратов стал возможен непосредственный отбор исследо-вателем требуемых образцов донных грунтов с помощью пробоотборников, установленных либо на манипуляторе, либо непосредственно на корпусе подводного аппарата.
Пример прокладки трассы трубопровода