(интернатура)
Врач-специалист акушер-гинеколог должен знать:
? основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
? правовые основы российского здравоохранения;
? вопросы социального страхования в области охраны здоровья матери и ребенка;
? общие вопросы организации стационарной и амбулаторной акушерско-гинекологической помощи в городах и сельской местности, на предприятиях;
? правила оформления и выдачи справок и листов нетрудоспособности по беременности, родам, послеродовому периоду, по уходу за ребенком, гинекологическим заболеваниям;
? принципы диспансеризации беременных и распределение их по группам риска;
? вопросы этики и деонтологии в различных структурных подразделениях акушерско — гинекологических учреждений;
? социально-биологические аспекты здоровья;
? вопросы диспансеризации гинекологических больных, профилактика гинекологических заболеваний;
? вопросы санитарно-просветительной работы среди различного контингента женщин;
? санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране репродуктивного здоровья женщин;
? анатомо-физиологические особенности женского организма в различные возрастные периоды (детский, пубертатный, репродуктивный, климактерический);
? анатомо-физиологические особенности плода и новорожденного;
? взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;
? анатомо-физиологические изменения при беременности, в родах и послеродовом периоде;
? основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики, урологии, онкологии и других общемедицинских и смежных дисциплин;
? показатели гомеостаза в норме и патологии;
? основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений;
? физиологию и патологию системы кроветворения, кровообращения, дыхания, мочевыделения и др.;
? современные методы клинической и лабораторной диагностики состояния матери и плода, неотложных и патологических состояний в акушерстве и гинекологии;
? современную классификацию, этиологию, патогенез, клиническую симптоматику основных акушерских и гинекологических заболеваний;
? основы фармакотерапии, механизм действия основных групп лекарственных веществ, показания, противопоказания к их применению, осложнения;
? диетотерапию при беременности, в послеродовом периоде, лактации;
? основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры при различных акушерских и гинекологических состояниях;
? принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации при неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии;
? профилактику, диагностику, клинику, лечение и уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях: острой кровопотере, профузном кровотечении в результате акушерской и гинекологической патологии (предлежании плаценты, преждевременной беременности, апоплексии яичника и др.); отслойке плаценты, разрыве матки, гипо- и атонии матки, внематочной беременности, эклампсии; острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности.
? вопросы реабилитации, диспансерного наблюдения, санаторно-курортного лечения;
? принципы планирования семьи и контрацепции, реабилитации после медицинского аборта;
? принципы организации медицинской службы гражданской обороны;
? формы планирования и отчетности своей работы.
Врач-специалист акушер-гинеколог должен уметь:
— правильно оценить физическое и нервно-психическое развитие девочки-подростка;
— владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
— выявить возможные причины в отклонении физического развития девочки-подростка;
— своевременно определить симптомы и синдромы, требующие оказания экстренной медицинской помощи и оказать ее;
— назначить лабораторно-инструментальные и другие методы исследования для уточнения диагноза;
— пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, аппарат для измерения артериального давления, система для инфузионной терапии, электроотсос, дыхательный мешок Амбу, интубационные трубки, дренажные системы и др.);
— определить группу крови и биологическую совместимость донора и реципиента
— владеть методами инфузионно-трансфузионной терапии;
— владеть методами обезболивания при физиологических родах, акушерских и гинекологических манипуляциях;
— установить срок беременности, оценить состояние здоровья беременной, выявить возможные нарушения и осуществить комплекс диспансерных мероприятий;
— выявить признаки ранней или поздней патологии беременности и провести все необходимые мероприятия по ее устранению;
— выполнить наружное и внутреннее акушерское обследование, определить фазу течения родов и положение плода, степень зрелости шейки матки;
— провести физиологические роды при затылочном предлежании,
— своевременно распознать и провести роды при разгибательных предлежаниях плода, тазовом предлежании, крупном плоде и многоплодной беременности;
— оценить степень сужения таза, обосновать наиболее рациональную тактику и выполнить ее;
— своевременно определить показания и провести операцию кесарева сечения;
— обосновать тактику при поперечном положении плода и выполнить ее;
— обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболеваниях; установить медицинские показания к прерыванию беременности;
— определить аномалии родовой деятельности и осуществить регуляцию родовой деятельности;
— установить причину акушерского кровотечения и оказать необходимую помощь;
— выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой травме новорожденного;
— оценить течение послеродового периода, выявить послеродовые осложнения и провести борьбу с ними;
— своевременно выявить признаки угрожающего или начинающего прерывания беременности и осуществить все необходимые лечебные мероприятия;
— уметь оценить результаты морфологических, биохимических, серологических, микробиологических, вирусологических, иммунологических; показатели коагулограммы, кислотно-щелочного состояния;
— данные функционального исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, почек и других внутренних органов у беременных;
— данные ультразвукового исследования акушерско-гинекологических состояний;
— данные рентгенологического исследования органов мочеполовой системы, черепа, брюшной полости;
— данные специальных исследований центральной и вегетативной нервной системы;
— определить показания к госпитализации и организовать ее;
— вести необходимую медицинскую документацию;
— составить план своей работы и среднего медицинского персонала;
— составить отчет о работе своего участка или отделения за год и провести анализ этой работы;
— провести анализ материнской и перинатальной заболеваемости и смертности;
— провести анализ эффективности диспансеризации, работы по планированию семьи;
— установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих гинекологических заболеваниях: внематочной беременности, апоплексии яичников; внебольничном аборте; генитальном туберкулезе; воспалительных заболеваниях органов малого таза; бесплодии, эндометриозе; аномалии положения половых органов; инфекциях у женщин, передаваемых половым путем; дисгормональных заболеваниях; доброкачественных опухолях матки и придатков; злокачественных опухолях матки и придатков; нарушений менструальной функции.
Врач-специалист акушер-гинеколог должен владеть:
— оценкой состояния беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных;
— методикой оказания необходимой помощи при следующих неотложных состояниях: острой кровопотере, профузном кровотечении в результате акушерской и гинекологической патологии (предлежании плаценты, внематочной беременности, апоплексии яичника; отслойке плаценты, разрыве матки, гипо- и атонии матки), эклампсии; тромбоэмболии легочной артерии; эмболии околоплодными водами; септической шоке; острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности.
— навыками пользования необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, фетальный монитор, аппарат для измерения артериального давления, система для инфузионной терапии, аппарат для вакуум-экстракции плода, система для баллонной тампонады матки, электроотсос, дыхательный мешок Амбу, интубационные трубки, дренажные системы и др.);
— навыками определения группы крови и проведения пробы на биологическую совместимость донора и реципиента
— методами инфузионно-трансфузионной терапии;
— методами обезболивания при физиологических родах, акушерских и гинекологических манипуляциях;
— приемами наружного и внутреннего акушерского обследования, методами определения фазы течения родов и положение плода, степени зрелости шейки матки;
— приемами ведения физиологических родов при затылочном предлежании;
— техникой проведения операций кесарева сечения, тубэктомии, резекции яичника, овариоэктомии, наложения акушерских щипцов, вакуум-экстракции плода, баллонной тампонады матки, наложения компрессионных швов на матку, зашивания разрывов мягких тканей родового канала, выскабливания полости матки, проведения медикаментозного аборта;
— проведением неотложных мероприятий при синдромах острой сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, печеночной, почечной недостаточности, при критических состояниях в акушерстве и гинекологии;
— диагностикой и лечением гиповолемических состояний;
— методами коррекции нарушений свертывающей и противосвертывающей системы крови;
— проведением неотложных мероприятий при различных формах шока; нарушениях ритма сердечной деятельности, гипертоническом кризе; комах неясной этиологии;
— диагностикой и лечением осложнений в послеоперационном периоде, нарушений жизненно важных функций,
— проводить интенсивную терапию при: кровотечениях, септических состояниях, эклампсии, перитоните, истощающей рвоте, шоке.
10 глупых вопросов АКУШЕРУ-ГИНЕКОЛОГУ