Возрастные особенности развития эмоций при глубоких нарушениях зрения

В тифлопсихологической литературе описание эмоциональных состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или самонаблюдению. Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не меняться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, видоизменяются потребности и интересы. С другой стороны, слепые и слабовидящие, так же как и зрячие, имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, хотя уровень их развития может быть иным, чем у нормально видящих (А.Г. Литвак, Н. Гиббс, Д. Уоррен)1.

Слово «эмоция» происходит от латинского «етоуеге» и означает возбуждать, волновать, потрясать.

В исследовании эмоций и их проявлений у человека выявлена связь с потребностями и раскрыта их структура, в которую входят и субъективный, и познавательный компоненты.

Эмоциональные проявления осуществляются в выразительных движениях, мимике, пантомимике, вокальной мимике, то есть в интонациях и тембре голоса. Особое внимание уделяется раскрытию многообразных функций эмоции: приспособительной, сигнальной, оценочной, регуляторной и коммуникативной.

Коммуникативная функция играет важную роль в познании другого человека. «Выразительное движение и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникая друг в друга. Поэтому выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии»2.

Детерминация эмоционального созревания нормально развивающегося ребенка и детей с нарушением зрения также двояка, и эмоциональное развитие зависит как от генетических, так и от социальных компонентов. Это с большой достоверностью показал в

сравнительном исследовании эмоционального развития слепых и нормально видящих младенцев Р.Ж. Мухамедрахимов1.

Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих младенцев доказывает факт генетической составляющей в их проявлениях, особенно в первые недели жизни, в появлении «эндогенной» улыбки.

Между шестью неделями и тремя месяцами возникает «экзогенная» улыбка, вызванная внешними событиями. Ее уже можно считать социальной. Она также свойственна и слепым, так как, по данным Р.Ж. Мухамедрахимова, первая социальная улыбка появляется, как правило, на голос матери, что доступно и восприятию незрячих. Позже таким стимулом становится лицо.

Причина изменения качества улыбки состоит в том, что младенец уже стремится получить на нее ответ от окружающих близких людей и в первую очередь от матери.

В первые месяцы жизни изменения в эмоциональных проявлениях происходят благодаря развитию врожденных тенденций. Так, Д. Штерн утверждает это на основании сходства появления и развертывания во времени эмоциональных проявлений у младенцев, воспитывающихся в разных социальных условиях. Р.Ж. Мухамедрахимов, подтверждая тот же факт, говорит: «Еще более убедительным являются данные наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть и имитировать улыбку или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свою улыбку. До четырех-шести месяцев улыбка слепых младенцев была сравнима с улыбкой зрячих и проходила те же стадии и временные периоды развития. Однако после этого возраста у слепых детей стали наблюдаться угнетение и приглушенность выразительности лица в целом, их улыбка была менее ослепительной и привлекательной»2.

Все это показывает, что для дальнейшего развития эмоциональных проявлений незрячему требуется не только получение обратной связи, но и социальное воздействие воспитания в виде коррекционной помощи.

Отрицательные эмоции, выражение неудовольствия, плача проходят те же стадии формирования, что улыбка и смех, но некоторые исследователи отмечают более раннее появление плача, который уже к третьему месяцу превращается в инструмент взаимодействия с окружающими.

It’s the end of the world as we know it (and I feel fine) | Daniel Gilbert | TEDxAcademy

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector