Особенности деятельности и внимания при нарушениях зрения

При анализе нарушений зрения у детей на основе теории о ведущей деятельности, выдвинутой А.Н. Леонтьевым и развитой Д.Б. Элькониным, выявилась специфичность, связанная с трудностями формирования образов как объектов, так и субъектов деятельности. Это выразилось в задержке возникновения новообразований внутри ведущей деятельности детей и удлинении периодог их возрастного развития.

Так, более позднее выделение окружающих людей и себя из объектов внешнего мира оказало влияние на становление самой ранней формы ведущей деятельности — общения и сказалось на предметных и игровых действиях.

Характеризуя психологические особенности деятельности, А.А. Крылов1 говорит о трех внешних средствах, способствующих ее успешности и результативности:

1) средства, обеспечивающие получение сведения через зрительный, слуховой или другой сенсорный канал;

2) средства, создающие условия для ввода информации с помощью своих двигательных способностей или голоса;

3) средства, определяющие выбор того или иного варианта деятельности.

При слепоте и слабовидении поступление новых сведений затруднено не только из-за внешних, но и из-за внутренних биологических причин, а также из-за трудностей формирования двигательной сферы, что позволяет нам говорить о своеобразии протекания разных форм деятельности у детей с нарушением зрения и их влиянии на общее психическое развитие.

В первую очередь следует отметить огромную компенсаторную роль различных практических действий в преодолении преград на пути их становления.

Роль практической деятельности в компенсации дефектов зрения в настоящее время отмечается почти в каждом тифлопсихологическом и тифлопедагогическом исследовании. Л.С. Выготский показал это в теории культурно-исторического развития. Особое

1Крылов А.А. Адаптация внешних средств деятельности // Психология. -М.: Проспект, 1998. С. 467.

место в тифлопсихологии принадлежит М.И. Земцовой и ее книге «Пути компенсации слепоты», лейтмотив которой состоит в развитии компенсации и реабилитации слепых в процессе организации различных видов деятельности. Генетическое исследование Л.И. Солнцевой незрячих детей раннего и дошкольного возраста раскрыло роль предметно-практической, игровой и учебной деятельности в формировании компенсаторных процессов дошкольников и их общего психического развития.

В деятельности происходит становление новых психических образований и создается зона ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. Все они требуют специально направленного обучения элементам этой деятельности и, главным образом, исполнительной ее части, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее близкой к дефекту, и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим. В связи с этим активная и развивающая роль растягивается во времени. Например, в дошкольном возрасте у слепых взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются предметная и игровая (Л.И. Солнцева), а в младшем школьном — игра и учение (Д.М. Маллаев). В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом созревании детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в медленно формирующемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.

А.М. Витковская1 отмечает также замедленный темп формирования предметных действий с объектами, трудности их переноса на самостоятельную деятельность. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения объектов.

Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция, основанная на мануальных способностях слепых, что кроется в несовершенстве предметных действий. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения объекта и возможностью выполнять с ним конкретный акт.

1 Витковская А.М. Особенности овладения предметными действиями слепыми детьми преддошкольного возраста // X сессия по дефектологии. -М., 1990. С. 13-14.

Овладение предметным действием в этом возрасте в значительной степени основывается на совместной деятельности незрячего ребенка и взрослого, в которой ведущим является элемент содействия старшего. Однако при самостоятельных занятиях у многих слепых детей наблюдаются манипуляции с предметами, которые Н.А. Бернштейн1 характеризует как стадию пространственного поля с очень примитивными и однообразными движениями. Отсутствие зрительного подражания компенсируется за счет усвоения и повторения пассивных движений и их копирования, которое представляет более сложный акт, включающий в себя анализ и контроль выполнения действия с помощью проприоцептивной чувствительности. Оно опирается на достаточно развитое умение анализировать и контролировать движения обучающего и свои собственные, то есть на высокую степень аналитико-синтетической деятельности.

Прослеживая взаимную зависимость физического и психического развития маленьких детей, потерявших зрение, Е. Майер2 указывает, что ограничение физической ловкости слепых сказывается на уровне психического развития и интеллектуальных способностях. В связи с этим помощь в формировании манипулятивных способностей для незрячего ребенка всегда больше, чем простое обучение навыкам. Поэтому метод совместного и разделенного действия, используемый в практике обучения предметным актам слепых и слепоглухих малышей, является процессом обучения выделению различных операций и движений, умению расчленять единое действие на его составляющие и освоение их последовательности.

Самообучение предметным актам в раннем и дошкольном возрасте, как правило, связано с использованием игрушек, манипуляция с которыми требует овладения игровыми функциями. В самой игрушке заложен образец двигательной активности. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.

Психологическая теория А.Н. Леонтьева выделяет принцип предметности как ядро, где предмет является объектом, на который воздействует субъект. Трудности слепых в овладении предметными действиями сказываются на формировании всех видов деятельности, в том числе и игровой.

Восприятие, деятельность, прогноз и динамика при умственной отсталости (олигофрении)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector