Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды ощущений:
- Интеререцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних органов;
- Проприорецептивные ощущения – это сигналы о положении тела в пространстве;
- Эксторецептивные – доводят информацию из внешнего мира
— Контактные
— Дистантные
Свойства ощущений:
- Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям;
- Контраст – изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя;
- Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений;
- Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
- зрительные
- осязательные
- вкусовые
- обаятельные
2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:
- восприятие пространства
- восприятие времени
- восприятие движения
Свойства восприятия:
- предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
- целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
- структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
- константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
- осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;
- апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;
- активность;
- адекватность.
Внешние явления, воздействуй на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение.
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в’ его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает
активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.
Восприятие как ВПФ обладает следующими характеристиками:
культурно-историческое происхождение
социальная обусловленность
прижизненность формирования (интериоризация)
произвольность
опосредованность
А.Р.Лурия — опыты в Таджикистане (социальная обусловленность восприятия)
Запорожец — развитие восприятия как усвоение сенсорных эталонов (прижизненность формирования и опосредованность восприятия как ВПФ)
- в Культурно-исторической теории Л.С. Выготского – восприятие не носит непосредственного характера; между раздражителем и образом восприятия существует средство, через которое интерпретируются раздражители (опыты А Лурии в Таджикистане, когда не имеющие образования и не покидающие стойбища, завершали незаконченные фигуры не европейским культурным способом – до треугольника, квадрата и т.д., а называли незавершенный круг – луной, треугольник – кумысом и т.д.); введено понятие сенсорный эталон (Запорожец) – для описания культурного средства: система чувственных качество предмета и использование их в ходе интерпретации образа восприятия, зафиксированных в форме некоторых образов, появившихся в процессе исторического развития, и присеваемого человеком в ходе обучения;
Восприятие. Психология восприятия.