Влияние цвета, света, формы в интерьере на психику человека

Цвет имеет особое влияние на каждого человек и вызывает у него различные эмоции или психофизиологические переживания. Если говорить о цвете в интерьере, то любой замечал

Современная экспериментальная психология, опираясь на наблюдения за детьми 3-4 лет, как возрастную категорию, еще не попавшую под влияние культурных традиций общества, отмечает, что они в разных странах рисуют «красивое», «приятное», «хорошее» светлыми красками (желтыми, красными, оранжевыми, голубыми, изумрудно-зеленными).

В различных обществах существуют разные точки зрения на психологию цвета. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков. Культурные традиции народов разных стран в использовании цвета вносят противоречивые суждения о влиянии различных цветов на психику людей. В Германии, Ирландии, Австралии любят все оттенки зеленного, в Египте – голубой, Голландии – оранжевый и голубой, Ираке – светло-красный, серый, синий, Сирии – индиго, красный, зеленый. С трауром связаны фиолетовый в Мексике, Перу, белый – в Африке, черный — в России, коричневый — в Германии, сочетание фиолетового с желтым – в Бразилии, белого, голубого и черного — со знаком траура в Китае.

Приобретает известность хромотерапия – терапия с использованием цветного освещения. Термин произошел от греческого слова «chroma» — свет. Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающим сквозь цветные стекла или кристаллы. В древнем Китае на солнце лежали в красном шелке, излечивая следы оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.

Человеку присуща богатая гамма эмоциональных состояний. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, тогда состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый — на умственное, а голубой — на эмоции, такое же воздействие оказывают их оттенки.

Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Психологи не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками.

Не менее, чем сочетание цветов, в интерьере важна та пропорция, в которой они использованы. Предпочтительно использование комбинаций их основных цветов, или — их сочетание с тактичным введением цветов дополнительных. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них — дети, молодежь, а также открытые прямые натуры. Для лиц с более низким образовательным индексом, менее культурных, из «низших» слоев общества характерным является предпочтение фиолетового цвета. Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с тонкой нервной организацией, подчас с достаточно утомленной нервной системой.

Подобно классическим четырем типам темперамента человека, цвета несут свою специфическую нагрузку. Яркие, насыщенные цвета обладают коротким импульсным воздействием, способным мобилизовать и воздействовать на короткое время, но быстро теряют цветность или надоедают. Малонасыщенные цвета, наоборот, со временем обнаруживают новые нюансы, обладающие более долговременным воздействием. Теплые цвета — красный, оранжевый, оранжево-желтый — в интерьере первоначально оказывают тонизирующее воздействие, но их необходимо уравновешивать противоположным или нейтральным цветом, например, серо-зеленым.

Воздействие формы на психику известно издревле. Индийские йоги, например, медитировали с использованием определенных геометрических форм и цветовой гаммы. Будем касаться, прежде всего, зрительной формы, т. к. зрительный анализатор является ведущим в перцептивной деятельности большинства людей. Форма, как и звук, цвет, свет, оказывает на организм двойное воздействие: психофизиологическое и ассоциативное. Воздействует прежде всего контур. Механизм воздействия формы лежит в глазодвигательных реакциях зрительного анализатора (прежде всего в мелкочастотных саккадических движениях глаза по контуру объекта). Поэтому, чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику. Рассмотрим символы: 0??+?*. Наиболее энергетизирующей, возбуждающей будет звезда, успокаивающей – круг. Дело здесь в том, что когда глаз движется по контуру круга – ему не за что зацепиться, а при рассматривании звезды – он застревает в углах, черпая в них энергию за счет усиливающейся нервной импульсации. Не случайно дизайн комнат отдыха и психологической разгрузки, больничных палат, решается в округлых формах и в цветовой гамме из средней части спектра – голубой, зеленой, желтой. В дискотеке, баре, вечернем ресторане – наоборот, более уместна яркая, контрастная цветовая гамма – красный и оранжевый цвет.

Симметричные формы вызывают ощущение равновесия; они умиротворяют, успокаивают и в христианстве символизируют добро. Асимметричные формы, наоборот, выводят из равновесия и символизируют зло. Но важен и менталитет национального сознания. Так, символ гармонии в Японии – экибана – асимметрична.

Оформляя внутренний интерьер, подбирая мебель, планируя архитектурные сооружения, композицию площадей, двориков, улиц и т. д. следует учитывать геометрические характеристики среды, их влияние на психику.

Цвет в интерьере. Влияние цвета интерьера на человека

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector