Лекция № 16. влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе

По мере познания знаков языка человеком они покупают следующие характеристики:

1) предметную привязку– символы замещают собой обозначаемый предмет, вбирают в себя его характеристики, являются его речевой моделью.

2) значение– концентрируют, суммируют в себе обобщенные понятия, сходные в их функциональном назначении.

Любой предмет является объектом некоего комплекта операций, значений, способов, которыми пользуется человек, принимая, применяя либо ссылаясь на данный предмет. Он представляет собой некое значение, организованное в сознании человека, приписываемое этому предмету. Предмет не существует в психике человека безотносительно к его значению, а вот значение может замещать собой предмет, владеть его свойствами и функциями.

Значение начинается в онтогенезе, совершенствуется и наполняется новыми знаниями. Сначала значение получает суть в следствии яркого ознакомления с предметом, явлением, ему приписывается некоторый знаково-символический образ. Потом, по мере ознакомления со атрибутами и свойствами предмета, явления, значение вбирает в себя полученные знания. Позднее, по мере познания новых знаков, присвоения им неких значений, они образуют новые значения. Образы, объединяясь в структурированную совокупность, образуют образно-символическую совокупность представлений воспоминаний прошлого либо вероятного будущего.

Познавательные функции человека приобретают должное развитие с применением знаково-символических представлений, мышление его получает образность, разносторонность. Благодаря аккумулированию в сознании человека образов, знаков и свойственных им значений, функциональных особенностей и свойств, человек имеет возможность разбирать взятую данные, проводить аналогии, делать предположения, в конечном счете – мыслить, воображая в собственном сознании полную картину, созданную из познанных образов, сгруппированных в должном порядке.

Для развития свойств к познанию новых явлений, предметов, понятий у ребенка, нужно ознакомить его с настоящим носителем значения этого явления либо понятия либо их изображением. Родители (преподавателя) смогут комментировать действия, каковые нужно выполнить ребенку, тем самым задавать верный путь изучения данного явления. Со временем необходимо передать функцию речевого сопровождения процесса ребенку, перевести его на независимое исполнение работы. Затем в качестве задания попросить ребенка прокомментировать совершённую работу уже в отсутствии явления, основываясь на воспоминания, образы, организованные в сознании. Потом возможно попросить совершить аналогии, сделать предположения о возможности перенесения взятых умений на работу с другим явлением. Потом, при анализе совершённой работы, ребенок будет вспоминать произведенные действия и сделанные выводы в виде комплекса образов, ассоциированных с данным явлением.

Г. А. Глотова в изучении «Человек и символ» сформулировала теоретические положения, каковые растолковывают явления и факты, которые связаны с развитием людской психики. На них ссылается С. В. Маланов в собственной книге «Развитие способностей и умений у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы».

Механизмы поддержания всех главных форм жизнедеятельности у животных и у человека определяются, формируются, фиксируются и передаются способами и разными средствами:

1) у животных главные формы жизнедеятельности определяются по большей части генетической программой, которая заложена в организме животного. У человека главные формы жизнедеятельности определяются знаково-символическими кодами, каковые находятся вне которыми человек и человека обязан овладеть;

2) животные имеют возможность незначительно модифицировать наследственно-генетически заданные формы жизнедеятельности. У человека генетически фиксированные элементы жизнедеятельности только незначительно смогут модифицировать заданные извне формы жизнедеятельности;

3) у животных видов развитие идет по пути формирования и дифференцирования знаково-средств и символических образований.

Понятие знака и языка смогут иметь три взаимосвязанных значения. Соответственно, направляться выделять три главных типа знаково-символических действий:

1) в широком смысле – вся окружающая человека реальность, настоящие акты жизнедеятельности человека, в которых он получает механизмы собственной личной жизнедеятельности (другие люди, орудия труда, предметы потребления и т. д.). Освоение механизмов знаково-символических действий первого типа опирается на жизнедеятельность самого организма – механизм дыхания, пищеварения и т. д.;

2) в промежуточном смысле – такие свойства вторых предметов и людей, каковые формируют механизмы анализаторно-ориентационной деятельности человека на базе естественных анатомо-физиологических образований людской тела (естественная обращение, мимика, жесты, зрительные образы, запахи, эмоциональные переживания и т. д.). Освоение механизмов знаково-символических действий второго типа опирается на анализаторный (органы эмоций) уровень жизнедеятельности;

3) в узком смысле – намерено выделенные внешние по отношению к телу человека предметы (знаково-символические средства), максимально приспособленные к повышению и выполнению эффективности отражательной функции и имеющие только одно использование – отражать собой что-то как следует иное (письменность, математические, химические и другие знаково-символические совокупности). Освоение механизмов знаково-символических действий третьего типа основывается на включении человека в деятельности и активные формы общения с другими людьми. Историческое развитие языков и знаков, и их освоение человеком в онтогенезе идут в направлении от знаков в широком смысле через символы в промежуточном смысле к символам в узком смысле.

Человек как материальный носитель механизмов и способов людской жизнедеятельности есть генетически первичным «знаком» для младенца. Во взаимодействии с другими людьми любой человек реализует четыре главные, взаимосвязанные функции, каковые смогут быть неосознанными либо сознаваемыми:

1) быть знаком для другого человека – образцы поведения, саморегуляции, образа судьбы;

2) быть знаком для самого себя – ориентировка в механизмах собственного поведения;

3) относиться к второму человеку, как к символу, – ориентировка в смысле и значении поведения другого человека;

4) относиться к себе самому, как к символу, – ориентировка в смысле и значении собственного собственного поведения.

Познаваемые человеком объекты и знаково-символические средства начинают воображать определенный единый класс объектов: «объект-отражатель». Это разрешает применять знаково-символические средства для познания всех других объектов данного класса.

В любой исторический момент за каждым знаковым образованием стоят механизмы наилучших и самые эффективных способов деятельности с определенными объектами. Такие методы деятельности смогут быть интериоризированы субъектом в различных формах:

1) в формах схем действий с предметами;

2) в формах схем действий с образами предметов;

3) в формах схем действий с внешними знаковыми образованиями;

4) в формах схем действий с образами знаковых образований.

Такие схемы действий смогут быть усвоены человеком:

1) на уровне их функционирования и воспроизведения;

2) на уровне их творческого применения, совершенствования и развития.

Механизм интериоризации включает:

1) переход от коллективных форм деятельности к личным: формирование устойчивых личных внутренних механизмов осуществления внешней практической деятельности в ходе реализации таковой деятельности совместно с другими людьми;

2) переход от материальных форм действий к совершенным: процесс перехода от действий с предметами к действиям с их образами, и к действиям с помощниками таких образов и действий – символами и знаками.

Все о современном мастерстве за полтора часа. Лекция Дмитрия Гутова

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector