Теория поведения потребителя

Потребитель – это тот, кто покупает товары или услуги для своих собственных нужд. Время от времени потребителем бывает каждый человек.

Расходы потребителей – это самый крупный сектор экономики. Даже незначительные изменения в уровне потребительских расходов могут оказать глубочайшее влияние на экономику в целом.

Являясь покупателем, человек испытывает на себе всю сложность проблемы ограниченных возможностей. Его желания намного превосходят необходимые для их удовлетворения ресурсы.

Но прежде чем купить что-либо или отложить имеющиеся деньги, человек должен их заработать. Существует два пути получения дохода – заработать деньги профессиональным трудом и использовать уже имеющиеся богатства.

Доход от профессиональной деятельности. Большую часть денег, которую будущий потребитель будет зарабатывать, вероятно, будет составлять заработная плата. В обмен на свой труд он будет получать заработную плату или оклад. Сколько заработает человек, зависит от места работы, его способностей, усердия и некоторых других факторов.

Доход от богатства. Богатством называется стоимость всех тех вещей, которыми владеет человек. Суммируя стоимость всего имущества, счета в банке, денежные сбережения и другие средства, можно получить общую величину богатства.

Если богатство использовать определенным образом, то оно может приносить доход своему владельцу. Например, если у вас есть мотоцикл, вы можете дать его на прокат своим знакомым за условленную плату. В таком случае экономисты сказали бы, что вы используете свое богатство для получения ренты. Если богатство в денежной форме дается кому-нибудь в ссуду под проценты или помещается также под проценты в банк, оно приносит своему владельцу доход в виде процентов с капитала. Рента и проценты с капитала являются двумя формами дохода, которые можно получать от богатства.

Главной задачей любого производства является удовлетворение потребностей человека и общества в целом. Потребность – это состояние человека, которое отражает противоречие между желаемым и имеющимся, но при этом побуждает его к действию.

Производство и потребности неразрывно связаны:

1) потребности человека постоянно растут, а объемы производства ограничены доступными ресурсами;

2) потребности стимулируют производство, а производство, создавая новые ценности, оказывает влияние на потребности;

3) для постоянно растущих потребностей необходимо увеличивать объемы производства;

4) общий объем потребления должен быть меньше количества производимых благ.

Существуют различные виды классификации потребностей.

1. По отношению к масштабам и структуре производства:

1) абсолютные, перспективные;

2) действительные, необходимые;

3) подлежащие удовлетворению;

4) фактически удовлетворяемые.

2. С точки зрения уровня развития:

1) элементарные (физические);

2) высшие (социальные).

3. По роли потребностей в воспроизводстве рабочей силы:

1) физические;

2) интеллектуальные;

3) социальные.

4. В зависимости от социальной структуры общества:

1) потребности общества в целом;

2) потребности социальных групп;

3) потребности отдельных людей.

Но на пути удовлетворения потребностей лежит ограниченность экономических ресурсов, так как все виды ресурсов, а именно земля, труд, капитал, предпринимательская способность являются относительно редкими, т. е. их объема недостаточно для удовлетворения безгранично растущих потребностей.

Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке.

На потребительский выбор влияют:

1) личностные факторы:

а) возраст;

б) образование;

в) пол;

2) психологические факторы (например, избирательное запоминание и искажение, характер, темперамент);

3) культурные факторы (например, принадлежность к субкультуре);

4) социальные факторы (принадлежность к определенной социальной группе или политической партии);

5) экономические факторы (доходы, цены на товары, совокупная и предельная полезность).

Теория потребительского поведения, исследующая механизм взаимодействия потребностей человека и индивидуального спроса, строится на нескольких гипотезах:

1) доходы всех потребителей ограничены;

2) на все товары и услуги установлены цены;

3) все потребители осуществляют выбор самостоятельно, независимо друг от друга;

4) каждый потребитель стремится вести себя рационально, т. е.

увеличить для себя максимальную полезность.

Полезность товара (услуги) для каждого человека индивидуальна: один любит хорошо отдохнуть, другой предпочитает хорошо покушать.

Полезность – это свойство товара удовлетворять одну или несколько потребностей человека.

О теории предельной полезности и законе об убывающей предельной полезности говорилось выше.

Графически потребительские предпочтения можно представить, используя кривые безразличия, которые представляют собой совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей (рис. 7).

Урок — 24# — Поведение потребителя

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector