Потребитель – это тот, кто покупает товары или услуги для своих собственных нужд. Время от времени потребителем бывает каждый человек.
Расходы потребителей – это самый крупный сектор экономики. Даже незначительные изменения в уровне потребительских расходов могут оказать глубочайшее влияние на экономику в целом.
Являясь покупателем, человек испытывает на себе всю сложность проблемы ограниченных возможностей. Его желания намного превосходят необходимые для их удовлетворения ресурсы.
Но прежде чем купить что-либо или отложить имеющиеся деньги, человек должен их заработать. Существует два пути получения дохода – заработать деньги профессиональным трудом и использовать уже имеющиеся богатства.
Доход от профессиональной деятельности. Большую часть денег, которую будущий потребитель будет зарабатывать, вероятно, будет составлять заработная плата. В обмен на свой труд он будет получать заработную плату или оклад. Сколько заработает человек, зависит от места работы, его способностей, усердия и некоторых других факторов.
Доход от богатства. Богатством называется стоимость всех тех вещей, которыми владеет человек. Суммируя стоимость всего имущества, счета в банке, денежные сбережения и другие средства, можно получить общую величину богатства.
Если богатство использовать определенным образом, то оно может приносить доход своему владельцу. Например, если у вас есть мотоцикл, вы можете дать его на прокат своим знакомым за условленную плату. В таком случае экономисты сказали бы, что вы используете свое богатство для получения ренты. Если богатство в денежной форме дается кому-нибудь в ссуду под проценты или помещается также под проценты в банк, оно приносит своему владельцу доход в виде процентов с капитала. Рента и проценты с капитала являются двумя формами дохода, которые можно получать от богатства.
Главной задачей любого производства является удовлетворение потребностей человека и общества в целом. Потребность – это состояние человека, которое отражает противоречие между желаемым и имеющимся, но при этом побуждает его к действию.
Производство и потребности неразрывно связаны:
1) потребности человека постоянно растут, а объемы производства ограничены доступными ресурсами;
2) потребности стимулируют производство, а производство, создавая новые ценности, оказывает влияние на потребности;
3) для постоянно растущих потребностей необходимо увеличивать объемы производства;
4) общий объем потребления должен быть меньше количества производимых благ.
Существуют различные виды классификации потребностей.
1. По отношению к масштабам и структуре производства:
1) абсолютные, перспективные;
2) действительные, необходимые;
3) подлежащие удовлетворению;
4) фактически удовлетворяемые.
2. С точки зрения уровня развития:
1) элементарные (физические);
2) высшие (социальные).
3. По роли потребностей в воспроизводстве рабочей силы:
1) физические;
2) интеллектуальные;
3) социальные.
4. В зависимости от социальной структуры общества:
1) потребности общества в целом;
2) потребности социальных групп;
3) потребности отдельных людей.
Но на пути удовлетворения потребностей лежит ограниченность экономических ресурсов, так как все виды ресурсов, а именно земля, труд, капитал, предпринимательская способность являются относительно редкими, т. е. их объема недостаточно для удовлетворения безгранично растущих потребностей.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке.
На потребительский выбор влияют:
а) возраст;
б) образование;
в) пол;
2) психологические факторы (например, избирательное запоминание и искажение, характер, темперамент);
3) культурные факторы (например, принадлежность к субкультуре);
4) социальные факторы (принадлежность к определенной социальной группе или политической партии);
5) экономические факторы (доходы, цены на товары, совокупная и предельная полезность).
Теория потребительского поведения, исследующая механизм взаимодействия потребностей человека и индивидуального спроса, строится на нескольких гипотезах:
1) доходы всех потребителей ограничены;
2) на все товары и услуги установлены цены;
3) все потребители осуществляют выбор самостоятельно, независимо друг от друга;
4) каждый потребитель стремится вести себя рационально, т. е.
увеличить для себя максимальную полезность.
Полезность товара (услуги) для каждого человека индивидуальна: один любит хорошо отдохнуть, другой предпочитает хорошо покушать.
Полезность – это свойство товара удовлетворять одну или несколько потребностей человека.
О теории предельной полезности и законе об убывающей предельной полезности говорилось выше.
Графически потребительские предпочтения можно представить, используя кривые безразличия, которые представляют собой совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей (рис. 7).
Урок — 24# — Поведение потребителя